Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Неславянские боги пантеона князя Владимира

По мнению Фаминцына, русские идолы, которых называет летописец Нестор, появились под влиянием варягов. Князь Владимир незадолго до принятия христианства попытался навязать своим подданным чуждое им почитание кумиров, изображавших иноземные божества. "И в Киеве, и в Новгороде главнейшие идолы были воздвигнуты и ниспровержены в течение самого короткого периода времени, а поэтому поклонение им и не могло пустить в народе глубоких корней" (Фаминцын А. С. Божества древних славян. - СПб., 1995, с. 122).

Я, пожалуй, соглашусь с Фаминцыным: кумиры пантеона князя Владимира - Перун, Хорс Даждьбог, Стрибог, Симаргл - не славянские боги.

Вот Велес (Волос) - славянский бог, но его идола не было в пантеоне. Культ Велеса сохранялся у восточных славян несколько столетий после крещения Руси, а от Перуна ничего не осталось. Этнографы находят упоминание имени Перуна в фольклоре только белоруссов, живущих ближе к Литве. То есть Перун - это и есть прибалтийский Перкунас [1].

Хорс и Симаргл - имена иранские. Симаргл - это иранский Симург. Хорс - ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце» - тоже имеет иранские (древнескифские) корни.

Дело в том, что славяне при князе Владимире в городах не жили. Славяне были "древлянами", т. е. "деревлянами", "дреговичами", т. е. "в болотах живущими", но никак не горожанами. Городов они не строили. Киев же построили хазары. И значительное число жителей Киева в то время составляло население хазарского, еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения, а сам город имел трехчленную структуру (Гора, Копырев конец, Подол), которая соответствовала схеме старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород. Без поддержки киевского населения Владимиру трудно было рассчитывать прочно удержаться в «стольном граде». Поэтому он и поставил в свой пантеон богов киевлян - Хорса и Семаргла. Но, повторюсь ещё раз, киевляне не были славянами. Славян приводили в Киев только в качестве рабов и прислуги.

Теперь Дажьбог (или Даждьбог). Этимология его неясна. По-моему, самый разумный вариант истолкования сего имени предложил А. Афанасьев - от санскритского dah - "гореть". Многие вообще считают, что Дажьбог как отдельный бог не существовал, так как в оригинале летописи между Хорсом и Дажьбогом не стоит союз "и":

"«И нача княжети Володимир в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна а главу его сребряну а ус златъ и Хъерса Даждьбога и Стрибога и Симарьгла и Мокошь».

Важно, что в Слове о полку Игореве русские именуются детьми Дажьбога. Однако во времена князя Владимира и много позже русскими, "русью" были варяги-завоеватели , а не славяне. Следовательно, Дажьбог был богом военно-княжеской верхушки (примерно как сейчас - Маммона).

Стрибог - самый "тёмный" бог. Имеется много всяких гипотез и домыслов на счёт этого бога, однако сама его "неуловимость" свидетельствует о многом. Стрибог - как ковбой Джо: почему он такой неуловимый? - потому что он никому не нужен. Повторим ещё раз Фаминцына: "И в Киеве, и в Новгороде главнейшие идолы были воздвигнуты и ниспровержены в течение самого короткого периода времени, а поэтому поклонение им и не могло пустить в народе глубоких корней"

В русском фольклоре сохранились воспоминания только о Мокоши, и поэтому её - единственную из всего пантеона - можно твёрдо причислись к славянским божествам. По мнению Б. А. Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна. Но очень характерно, что при перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. То есть богине покорённых славянских племён отводится самое последнее место в пантеоне. Причём, культ Мокоши был исключительно женским и имел тесную связь с прядением. Понятно, что варяги - русы согнали в Киев много славянских девушек - рабынь, занимавшихся прядением. Ну а где прядение - там и Мокошь.

Конец полотенца. Олонецкая губ., Каргопольский уезд. 1-я половина XIX века

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Перуна князья и их дружинники-норманны называют "своим богом", а Волоса - "скотьим богом". Выражение "скотий бог" предполагает по нормам русского языка живой скот, а не скот как вещь (тогда было бы "бог скота"). "Живым скотом" норманны называли славянских рабов: девушек они продавали на невольничьих рынках, а мужчин использовали в качестве легковооружённых воинов. Е. В. Аничков писал, что имя Волоса употребительно там, где с князем присягает "Русь вся", а где лишь княжеская дружина, там достаточно Перуна.
Tags: Древняя Русь, мифология
Subscribe

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • Письмена с того света.

    Пришло лето, и снова стали появляться по ночам таинственные круги на полях (crop circles)... Я обратил внимание на форму вот этого…

  • Могильные круги.

    Могильные круги в Эстонии. Руины сводчатой минойской гробницы «мегалитического типа». Камилари. Гераклион. Нач. 3 тыс. до Р.Х.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment