Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Русская идея" по Прозорову.

Лев Прозоров пишет интересные книги о славянском язычестве. Независимость его суждений, оригинальность мысли вкупе с богатым фактологическим материалом создают увлекательное чтиво. Конечно, при этом важна критичность мышления, не нужно всё воспринимать как истину в последней инстанции. Следует лишь к своей картине мира добавлять отдельные "пазлы" из работ Прозорова.

Одним из таких "пазлов" является фрагмент из книги "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью". Здесь речь идёт о русских былинах. Я не специалист и не большой знаток былин, но, мне кажется, что наши былины - именно русские, а не славянские. "Русские" - значит варяжские, культивируемые в среде норманнских завоевателей. Аналогом русских былин являются скандинавские саги. Это предположение подтверждается тем фактом, что последние сказители былин сохранились вплоть до начала XX века на русском Севере, то есть в землях Господина Великого Новгорода. А земли Великого Новгорода лежат в циркумбалтийской культурной зоне, ближе к Скандинавии, чем любые другие земли Руси. Там же, в Великом Новгороде зарождалось государство Российское после "призвания" варяга Рюрика "сотоварищи". И ещё один немаловажный факт: русские былины также сохранялись в казачьей среде, а казаки - это те же "варяги" (не столько генетически, сколько по духу: казачья вольница, майдан - это же аналог новгородской вольницы и новгородского веча).

Ну а теперь перейдём непосредственно к "пазлу":

"Война с Востоком — основное содержание былинного эпоса, бессмысленно даже перечислять посвящённые ей сюжеты. Можно только отметить — это бескомпромиссная война, где никакой мир с врагом невозможен, наилучший исход: «не оставил татар (условный этнический термин, обозначающий степняка вообще) и на семена».

Совершенно обратная картина с Западом: все многовековые войны с поляками, литвой, Орденом, варягами, шведами былинный эпос попросту игнорирует. Северо-русские сказители былин, очевидно, рассматривали древние набеги степняков на киевские рубежи и укрощение лесных дикарей как нечто более важное, чем более близкие во времени и пространстве конфликты с западными соседями. Словно коллективный Русский Бисмарк, былина провозглашает: «На Западе врага нет!»

Женщина с Востока — коварная ведьма, сватающаяся к русскому богатырю с единственной целью погубить его.

Шамаханская царица

Богатырь разоблачает и казнит её («Михаила Потык», «Глеб Володьевич и Маринка Кайдаловна»). Напротив, с западными женщинами у русских богатырей образуются прочные, счастливые браки. В Поморянской земле находит себе жену богатырь Святогор. В Ляховицкой земле - невеста богатыря Дуная. И князь Владимир берёт себе жену из земли Ляховицкой или
Поморянской.

К теме брака примыкает тема полона, т. к. почти всегда упоминаются русские ПОЛОНЯНКИ, но не ПОЛОНЯНЕ.

Особенный интерес для нашей темы представляет баллада «Гибель полонянки». Убегающая от татар полонянка просит перевозчика перевезти её через реку «на Русь». Тот требует в качестве награды выйти за него замуж. Девушка гневно отказывается: её род слишком высок, в одних вариантах «князья и боярины», в других вообще «матушка красно солнышко, а батюшка млад-ясен месяц».

— Так пойду ли я за тебя, за МОРДОВИЧА?

Появляются татары, девушка бросается в воду и тонет."

"Создаётся впечатление, - пишет Лев Прозоров, - что ужас татарского полона не в том, что он - полон, а в том, что он - ТАТАРСКИЙ".

И Прозоров делает заключение: "Русский эпос - это эпос форпоста Белого мира против диких орд степи. Именно такое представление следует считать исходным, древнейшим, народным вариантом Русской идеи".

Кстати, у Андрея Буровского в его книге "Евреи, которых не было: Курс неизвестной истории" (М., 2004. Кн. II, с. 235) имеется такой пассаж: [После победы большевиков] ... "запрещены, изъяты из библиотек были и "Былины", и русские летописи."

Tags: Древняя Русь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments