Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

"Душа" и "птица" - слова женского рода.



Знаменитая культовая песня "Журавли" (музыка - Я. Френкель, слова - Р. Гамзатов, русский текст - Н. Гребнев) начинается со слов:

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей..."

Автор - осознанно или бессознательно - затронул здесь древнейшую мифологему, уходящую корнями в самую архаическую древность. Изображения птиц встречаются в наскальной и пещерной живописи палеолита. Причём было замечено, что птица появляется рядом с охотником только в ситуации критической для последнего.

Душа - птица
Ласко. Франция. Поздний Палеолит. Бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – его душа.

zai_chen_ko в Изображение обряда инициации в искусстве верхнего палеолита пишет:

Составляющими композиции из пещеры Ляско (возраст 15515±900 лет) являются:

раненый бизон, в теле которого застрял дротик, а из раны течет кровь или вываливаются внутренности;
падающий мужчина с птицеобразным лицом;
птица на шесте, расположенная рядом с мужчиной.


А.Д.Столяр (1985), сравнивая эту сцену с картиной из пещеры Пиндаль, отмечает совпадение их содержания.



Однако вместо "птицы на шесте" здесь представлены шесть профильных женских знаков.



Это наряду с анализом изображений из Пеш-Мерль, Куньяк, Рок де Сер, грота Виллар и Лас Монедас позволяет сделать вывод о семантической связи образов женщины и птицы в ситуации, трагической для мужчины. То есть женщина — «вместилище душ», принимающая, хранящая и воспроизводящая их; душа — подобие птицы.

В религиозных верованиях арктических народов вплоть до XIX в. пережиточно сохранилось многое такое, что помогает понять мировоззрение палеолитического человека.

В эскимосских поселениях часто встречались женские фигурки, вырезанные из дерева и кости, поражающие своим сходством с палеолитическими.

По исследованиям этнографов известно, что человеческие фигурки эскимосов нередко изображали конкретных людей, находящихся в длительном отсутствии. Им приписывали свойства и способности этих людей, а также магическую силу привлекать животных к охотнику. Эскимосские женщины при длительной отлучке мужа изготовляли изображающую его фигурку, которую они затем кормили, одевали и раздевали, укладывали спать и всячески заботились о ней, как о живом существе. Скульптурное изображение, кукла, как бы замещало самого человека.

Антропоморфные изображения изготовлялись и в случае смерти человека. Чтобы вселить в них душу умершего, в таких фигурках делались углубления, куда вкладывались его волосы, имеющими, по представлениям эскимосов, частицу души. Часто изображениями умерших были и куклы, которыми играли эскимосские девочки. Куклы эти назывались именами тех умерших, души которых хотели особенно почитать или удержать близ себя. Кукла являлась как бы вместилищем души и представителем покойного среди живых сородичей. Куклы были не только игрушками, они имели и значение амулетов, переходивших от матери к дочери как залог ее плодородия. Заключенная в кукле душа покойного сородича, по понятиям эскимосов, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. Она считалась, таким образом, одновременно и душой умершего родственника, и душой будущего ребёнка [1].

Характерно, что подобно палеолитическим статуэткам эскимосские куклы в подавляющем большинстве изображали лиц женского пола, однако заключённая в кукле душа не обязательно должна была вернуться в мир живых в виде женщины. По представлениям эскимосов, женщина могла иногда возродиться мужчиной, а мужчина — женщиной.

Итак, мы видим, что, по представлениям первобытных людей, имелась нечто в роде Мировой Души - Матрицы, которая являлась вместилищем и хранилищем всех душ, как умерших, так и ещё не родившихся. Мировая Душа - Матрица соотносилась с образом Великой Матери и её женских представительниц на земле. Поэтому в архаической древности, в эпоху матриархата, все души были, так сказать, "женского рода", по образу и подобию Матрицы.

В связи с этим ещё в самой архаической древности появились две важнейших интуиции: во-первых, чем больше в человеке проявляется духовное начало, тем более он уподобляется женщине [2], и, во-вторых, чем больше в человеке проявляется духовное начало, тем более он уподобляется птицам, которые "не сеют и не жнут, и Бог питает их" (Мф. 6:26).

Ну вот, теперь, после всех предварительных разъяснений, становится понятен образ женщины с птичьей головой.

Bird Lady
«Bird Lady», Terracotta, painted, Ma’mariya (Egypt), ca 3650-3300 BC, Predynastic Period (Naqada IIa Period), 29.2 x 14 x 5.7 cm

В до-христианском человечестве, когда миру ещё не был явлен обрах Иисуса Христа, именно этот образ был образом святого человека, своего рода языческой "иконой". Этот образ указывал людям вектор сублимации, направление духовного устремления, образец для подражания и конечную цель трансмутации.

Приведём ещё несколько подобных изображений, чтобы убедиться, что этот образ был универсальным в архаическом мире.

Танцы птицеголовых женщин

Бронзовая Богиня
Syrian bronze goddess, middle bronze age IIA, circa 1950-1750 b.c.

Неолитическая Богиня
Neolithic period c. 6500-5500 BC and is usually identified as a Goddess or Mother Goddess figurine - Музей Гераклиона, Крит

Magna Mater
Sitting Venus (Magna Mater) of Hrádok1st half of the 4th millenium BC, Late Neolithic, Lengyel culture, Šurany - Nitriansky Hrádok, West Slovakia.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


[1] Кстати, а не отсюда ли идёт древний обычай называть внуков именем деда, а внучек - именем бабушки?

[2] Не отсюда ли женоподобные одежды священнослужителей всех религий?
Tags: архаический мир, матриархат, символика
Subscribe

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments