Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Трубадуры и их "весёлая наука". Куртуазная любовь (1).

Окситания

В XII веке в Окситании возникла так называемая куртуазная любовь, или "амор". Являясь анаграммой слова "Roma" (Рим), слово "Amor" с самого начала символизировало оппозицию Риму. По мнению "верных Любви" (fideli d'Amore), Иисус Христос выступил в Палестине как пророк "AMOR", принципа Любви. "AMOR" же перевёрнутый и извращённый превратился в "ROMA" - Рим, чья богатая, купающаяся в роскоши Церковь казалась трубадурам очевидным вопрощением и проявлением на земле власти Rex Mundi. Римская Церковь устами трубадуров была провозглашена великой блудницей, потому что удалилась от нищего Христа, супруга своего, и прильнула к "сильным мира сего", к их богатствам и прелестям, - а потому служит дьяволу.

Речь идёт не о еретическом движении в чистом виде, а о группе (одновременное число трубадуров не превышало 500 человек), которая не признавала за папами престижа духовных руководителей христианства. Мы ничего не знаем об их обрядах посвящения, но они несомненно существовали, потому что "верные Любви" считали себя воинством и участвовали в тайных собраниях. Эти собрания устраивались в замках окситанской знати, которая всегда покровительствовала трубадурам. Внутри крепостных стен создавались искусственные, "тепличные" условия для культивирования возвышенной куртуазной любви, строгие правила которой были известны всем окситанским рыцарям.  

Куртуазная любовьРыцарь выбирал себе замужнюю Прекрасную Даму и превозносил её не только как идеал красоты, но и как воплощение морального совершенства, что позволяло ему видеть в любимой ангельское существо и совершенствовать себя, чтобы быть достойным такого объекта любви. Через некоторое время он был обязан предстать перед ней как преданный слуга, вверяющий ей своё сердце и свою душу. При этом рыцарь клялся исполнить любое желание Дамы. Дама подвергала рыцаря ряду испытаний, которые тот должен был последовательно выполнить. Так постепенно он становился "воздыхателем", затем "просителем", потом "понимающим" и, наконец, "посвящённым". Каждое выдержанное испытание приближало рыцаря к его Прекрасной Даме. По мере прохождения испытаний она удостаивала его чести быть названной по имени; затем ему дозволялось с благоговением присесть рядом с ней для краткой беседы или даже прогуляться наедине по саду. Трое трубадуров - Саварик де Молеон, Гаусельм Файдит и Юк де ла Бакаллария - спорили в стихах, какое самое большое доказательство любви может подарить Дама своему возлюбленному: взглянуть на него, пожать руку или под столом наступить на ногу! Высочайшая награда - поцелуй, но самый что ни на есть невинный. Судя по всему, физической близостью куртуазная любовь завершалась крайне редко, как исключение из правил, потому что при этом задевалась честь как Прекрасной Дамы, так и самого рыцаря, а честь для рыцаря была важнее самой жизни. Настоящий рыцарь должен был любить, не надеясь обладать своей возлюбленной. "Это уже не любовь, которая ищет награды", - говорили трубадуры, самой своей жизнью демонстрируя свои убеждения. Богатый владетель своего замка трубадур Рудель влюбился в графиню Триполи, хотя никогда не видел её; пилигримы из Антиохии занесли весть об её красоте и доброте. Он стал воспевать эту Даму, потом решился увидеть её и посвятить ей себя. После многих испытаний на море он, едва живой, добрался до до владений своей Дамы. Графиня, узнав о приезде знаменитого рыцаря, навестила его. Услыхав её голос, умирающий поднял глаза, возблагодарил Бога, что Он дал ему возможность созерцать образ своей идеальной любви. Он был счастлив, умирая на руках своей Прекрасной Дамы.

В центре эмоционального мира трубадура - жертвенное посвящение своей личности служению Даме. Страсть, доведённая до высшей точки, приводит трубадура к страданиям, "страстям", которые, в свою очередь, ставят "адепта" на узкую грань между жизнью и смертью. Главная тема "адептов Любви" - тема раны, кризиса, потрясения, за которым следует начало новой, преображённой жизни, имеющей андрогинические черты. Де Барберино говорит об Аморе [1]: "В его природе - сила удара; кажется, что это смерть, но это высшая жизнь". Любовь к Прекрасной Даме - пробуждение посвящённого от летаргического сна, в который погружён христианский мир из-за духовного несовершенства Папы.

(продолжение следует)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Слово Amor употребляется "адептами Любви" в мужском роде, что очень существенно, ибо речь идёт о конкретном лице, отождествляемом в некоторых толкованиях с Великим Монархом - сокрытым, но способным появиться в последнее время Королём (Царём) всемирной христианской империи.

Tags: инициация, любовь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments