Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Курьер" как "новый кочевник"

Вспомнились мне сегодня под утро два советских фильма: "Плюмбум, или опасная игра" (1986) Вадима Абдрашитова и "Курьер" (1986) Карена Шахназарова. Оба фильма рассказывают о конфликте поколений. Представители молодого поколения задыхаются в атмосфере своих отцов.

В фильме "Курьер" молодой человек по имени Иван, только что закончивший школу, начинает свою трудовую биографию, поступив на должность курьера в журнале «Вопросы познания». Взрослые дяди и тёти занимаются всякой фигнёй на работе, а сама их работа не имеет никакого смысла. Унылая канцелярщина разбавляется тупыми шутками главного редактора. Однажды, исполняя служебное поручение, он попадает в дом профессора, функционера от науки, где знакомится с его дочерью Катей, которая тяготится средой, где живут её «правильные» преуспевающие родители, и скучным благополучием, которое уготовано ей самой. Самое поразительное происходит при общении Ивана с профессором-функционером. Молодой человек искренно говорит сермяжную правду про жизнь, какова она есть на самом деле, но профессор не воспринимает его слова, он привык общаться на советском "эзоповом" языке. В результате получаются довольно комичные ситуации, а Иван ещё и подыгрывает своими шутками, так что "отцы и дети" хоть и говорят на русском языке, но фактически как иностранцы друг для друга. Профессор понимает, что Иван - талантливый парень, но смотрит на него как на изгоя: такой "правдоруб" не сделает карьеру в советском бюрократическом обществе, а значит его дочери не по пути с этим "клоуном".

Курьер

В фильме "Плюмбум, или Опасная игра" пятнадцатилетний одарённый подросток Руслан жаждет творить добро и помогать милиции в выявлении правонарушений под псевдонимом Плюмбум (в переводе с латыни — «Свинец»). Плюмбум решает в отдельно взятом провинциальном городке искоренить зло, но берётся за это по-юношески с максималистским рвением. Руслан участвует в поимке рыбаков−браконьеров, одним из которых оказался его отец, допрос которого он сам и проводит. Он не только в одиночку борется с бандой, но и в лоб говорит "ментам": вы продались.

В этом классическом конфликте поколений, "отцов и детей", можно усмотреть и параллель с марксистским "конфликтом между производительными силами и производственными отношениями". "Революционная ситуация" по Ленину определяется невозможностью для господствующих классов сохранить в неизмененном виде своё господство. Господствующими классами в СССР, что бы там ни говорили советские пропагандисты про "гегемон"-пролетариат, были чиновники-бюрократы, разного рода "функционеры" (от партии, правительства, исполнит. органов, науки и пр.). По многим причинам эти господствующие классы к началу 90-х годов XX века стали тяготиться привычными для них производственными отношениями и наступил "кризис управления". Органы власти выпускают по привычке, автоматом, горы всякой документации, но эти "бумажки" никто не читает: жизнь ушла вперёд, производительные силы стали другими, иными, и они не могут развиваться в старой парадигме.

Единство производительных сил и производственных отношений, выраженное в способе производства, вовсе не исключает противоречий между ними. Причины возникновения этих противоречий кроются в том, что оба элемента способа производства — экономические отношения и производительные силы — развиваются по-разному. Техника, производственные навыки и трудовой опыт людей в общем и целом — идет ли речь обо всей истории или одном, отдельно взятом способе производства — возрастают более или менее непрерывно. Они представляют собой наиболее революционный, наиболее подвижный элемент производства. Что касается производственных отношений, то, хотя на протяжении существования данного способа производства они претерпевают те или иные изменения, эти изменения не затрагивают их сущности.

Какие же изменения произошли в "производительных силах" в 80-е годы, которые привели к кризису советских "производственных отношений"? Появились в продаже миллионы радиол и магнитофонов. И полилась музыка с Запада... После этого "Ленинский университет миллионов" стал анахронизмом. Люди слушали "враждебные голоса" со своих коротковолновых приёмников, которые были практически в каждой семье. Горбачёвская "гласность" стала закономерным явлением (хотя во многом и вынужденным): ну глупо уже замалчивать то, что всем известно.

Но "производительные силы" не стоят на месте. В постсоветском обществе произошла тотальная комьютеризация и "интернетизация". Причём каждая "сопля" ныне ходит с мобильным телефоном. В скором времени нанотехнологии приведут к тому, что совмещённые в один "девайс" компьютер и телефон приобретут столь микроскопические размеры, что этот "девайс" можно будет не только иметь "при себе", но и носить его буквально "вшитым" в тело. Идут успешные разработки мониторов, которые вставляются как обыкновенные глазные линзы. То есть в недалёком будущем человек будет постоянно находиться в "виртуальном" мире, подключённым к гигантской Сети. Именно в Сети человек будет запрашивать всю необходимую ему информацию и, конечно, появится огромное количество всевозможных сервисов. При этом, конечно, бюрократические "бумажки" станут таким же анахронизмом, как "Ленинские университеты миллионов". И снова "производительные силы" вступят в конфликт с производственными отношениями. Этот конфликт уже и сейчас заметен. Только слепой не замечает "кризис управления", охвативший страну. Человеку с "девайсом" становится не нужным государство с армиями бюрократов и эверестами "бумажек". Эти "бумажки" становятся "тормозом" всякого развития.

Впереди нас ждёт эпоха "глобальных кочевников" (англ. Global nomad), то есть людей, живущих без привязки к конкретному государству. По всей видимости, государства в нынешнем виде просто исчезнут с лица Земли. "Кочевники" будут идентифицировать себя по "социальным группам", в которых они состоят. Национальности и связанные с ними "национализмы" тоже исчезнут. С исчезновением же государств и национальностей прекратятся кровопролитные войны, ибо "виновниками" всех войн являются государственные "функционеры" и националисты (вспомним, что первая мировая война началась из-за того, что сербский националист Гаврила Принцип убил австрийского эрц-герцога Франца-Фердинанда, а вторая мировая война явилась прямым следстием "похабного" (Ленин) Версальского мира).

В какой-то степени и Иван-Курьер, и Руслан-Плюмбум являются провозвестниками, "предтечами" наступающей новой эпохи. Хороша ли она будет? Это напрямую будет зависеть от качества людей. Раньше люди жили без государства, например, на Крите в минойскую эпоху, и, судя по археологическим раскопкам, довольно неплохо жили. Этруски и древние греки жили в городах-полисах, каждый полис - сам по себе. Причём и этруски, и греки были носителями культуры, которую от них частично переняли римляне, а от римлян - весь европейский мир. Так что, ключевое слово здесь - культура: будет культура - будет жизнь, не будет культуры - человечество исчезнет с лица Земли, и государственные структуры, состоящие из хамов, только увеличат и ускорят "перемалывание" людей в перегной.



Tags: будущее россии
Subscribe

  • Плакальщицы (2).

    При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Евангелие от Иоанна, 19-я глава). Интересно, что…

  • К вопросу об истоках культа фаллоса.

    Я не берусь за истолкование смысла и значения этого петроглифа из Швеции, - отмечу лишь самое очевидное: голова гигантского змея и головка фаллоса…

  • О "свальном грехе" (2).

    В продолжение статьи " О свальном грехе". Православные сектоведы в своих кабинетных "исследованиях ереси хлыстов" писали, будто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments