Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Старое "Новое Средневековье"

"Россия погружается в Средневековье", "Россия погрузилась в средневековое мракобесие", "Россия катится в мрачный, средневековый период", - об этом сейчас много говорят и пишут. Но, как говорится, "нет ничего нового под солнцем".
"Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Еккл. 1:9,10).
Чуть меньше века назад, после окончания Гражданской войны, в Советской России была точно такая же ситуация.

Г. П. Федотов писал в статье "Россия и свобода": "...Старая интеллигенция в основном эмигрировала на Запад. Новая "народная" интеллигенция раскололась: одна часть влилась в ряды коммунистической партии, другая (эсеро-меньшевистская) была истреблена. В итоге не будет преувеличением сказать, что вся созданная за 200 лет Империи свободолюбивая формация русской интеллигенции исчезла без остатка. И вот тогда-то под нею проступила московская целина. Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из Московского царства, слегка приобретя московский лоск. Советский человек ближе к "москвичу" своим гордым национальным сознанием; его страна, единственно социалистическая - первая в мире: Третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, то есть западный мир; не знает его, не любит и боится его. Никогда со времён Московского царства, Россия не была отгорожена от Европы такой высокой стеной".

В 1920 году Блок говорил удивлённому Замятину: "Наше время - тот же самый XVI век". Тогда же и буквально так же рассуждал в "Голодном годе" (1920) герой Пильняка, пользовавшийся сочувствием автора: "Сейчас ... Россия бытом, нравом, городами - вошла в XVII век".

"Психологически социализм принадлежит к Средневековью, если понимать Средневековье как стадию безраздельного господства догматизма" (Пётр Бицилли). Социализм питается и держится тем духом догматизма, той верой в возможность обладания абсолютной, полной, конечной истиной, которые составляют первооснову христианской, особенно протестантской, культуры (недаром Ленин долго жил в Швейцарии, пропитанной духом кальвинизма). Социализм может укорениться и расцвести только на почве, удобренной останками традиционной культуры.  Социализм "прижился" в Китае, Вьетнаме, Камбодже, Монголии, Сев. Корее и не "прижился" ни в одной высокоразвитой европейской стране. Чем дальше от Средневековья и традиционной культуры, тем меньше шансов для укоренения социализма. Россия же "никогда не выходила окончательно из Средневековья, из сакральной эпохи, и она как-то почти естественно перешла от остатков старого Средневековья, от разложившейся старой теократии - с новому Средневековью, к новой сатанократии [1]", - писал Н. Бердяев в своей статье "Новое Средневековье. Размышление о судьбе России".

"Русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве как Третьем Риме. И вот произошло изумительное в судьбе русского народа событие. Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть; произошло как бы отождествление двух мессианизмов, мессианизма русского народа и мессианизма пролетариата" (Н. Бердяев).

Спорить с Бердяевым не буду, но мне всё же кажется, что тут дело не в одном только Третьем Риме. Почему Россия циклически "сползает" в Средневековье? Там, в XVI веке, Россия была на "развилке" двух путей - новгородского и ордынского. Иван Грозный выбрал путь ордынский, залив Новгород кровью. И вот с тех пор эта кровь, как привидение, возвращается снова и снова. Проходит очередной цикл истории, и снова Россия оказывается перед тем же роковым выбором, по какому пути идти. Очевидно, что Иван Грозный совершил страшную ошибку, пролив кровь невинную, и эта ошибка должна быть исправлена. И тогда уже больше не будет "погружений в Средневековье".


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "И если в России в XX веке произошли такие чудовищные гонения на Церковь при коммунистическом режиме, не должны ли мы видеть в этом "естественный контринициатизм" православной нации, лишённой своей вертикальной святой перспективы и впавшей в крайние формы демонического "юродства", "юродства во Анти-Христе"? Ушанки, платки, сапоги, ватники и вообще весь внешний облик советского человека 20-х - 50-х годов - не искажённый ли это облик средневекового русского юродивого?" -  задаётся вопросом Александр Дугин.
Tags: историософия
Subscribe

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Сказ про избушку. Не лубяную, а костяную.

    И снова про мамонтов... Я уже неоднократно поднимал эту интересную тему, пытаясь уяснить смысл охоты на этих представителей мегафауны при изобилии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments