Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Первопредки - исполины

В заметке Как римляне и франки "примазывались" к троянцам я упомянул о том, что название "поляне" происходит не от "поля" и не от "полян", а от "исполинов".

Дмитрий Агафонов высказал предположение, что "поляне наверно от поля". На что я ему ответил: " Дык, вся проблема-то в том, что там, где жили поляне, никаких полей не было. Они селились в лесных краях — на Киевщине, в Польше. Нестор летописец утверждал, что поляне жили в районе будущего Киева как до, так и после его основания: «И бяше около града лес и бор велик и бяху ловяша зверь. И бяху мужи мудри и съмысльни и нарицахусе поляне. От них же суть поляне в Киеве и до сего дне»."

У летописца Нестора есть такие слова: «...Поляне, яже ныне зовомая Русь» (ПВЛ.Ч.I. С.21) »».) Летописец поясняет, что Русь — новое историческое явление, сменившее распавшийся союз полян. «Поляне» — не этническое самоназвание как дреговичи или древляне. Поляне встречаются не только на берегу Днепра, но и в Моравии, в славянской Болгарии к в верховьях Вислы. Это показывает, что современники в слово «поляне» вкладывали особый смысл: «исполин» — гигант. Впоследствии этот термин был вытеснен тюркским эквивалентом «богатырь», но в самых древних былинах сохранился его женский род — поляница.

Что же это за "исполины", от которых вели свой род поляне? По всей видимости, это были первопредки данного славянского племени. Во многих традициях прародители рассматриваются как исполины. Например, в Ригведе рассказывается, как владыка всего сущего Праджапати сотворил вселенского человека Пурушу, тело которого было вскоре расчленено на части, и из них-то возникло всё многообразие мироздания.

<...> Луна из [его] духа рождена,
Из глаза Солнце родилось,
Из уст - Индра и Агни,
Из дыхания родился ветер.
Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы развилось небо,
Из ног - земля, стороны света - из уха,
Так они устроили миры <...> Ригведа. X 90, 1-14.

Пуруша

Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других индоевропейских мифологических картинах мира. Можно вспомнить, к примеру, первопредка иранского народа - великана Йиму. При Йиме в подвластных ему странах царил Золотой век, красочно описанный Фирдоуси в "Шахнамэ". Но в конце жизненного пути Йиму, как и великана Имира, ждало расчленение: он был распилен пополан собственным братом-близнецом.

У китайцев тоже имеется первопредок-исполин Пань-гу. Последний вздох Вселенского исполина сделался ветром и облаками, голос - громом, левый глаз - Солнцем, правый - Луною, туловище с руками и ногами - четырьмя сторонами света и пятью знаменитыми горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвою, волосы на голове и усы - звёздами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы, кости, костный мозг - металлами, камнями и минералами, пот - дождём и росою.

В талмудических сказаниях знакомое космическое клише перенесено на первочеловека Адама. Сначала Адам имел вселенские размеры, заполняя собою весь мир; когда он лежал, его голова находилась на крайнем востоке, а ноги - на западе; когда же он встал, то все твари посчитали его, вселенского исполина, Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: "В мире двоевластие", и тогда Бог уменьшил размеры тела Адама.

Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских преданиях, изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского мистика Джалаледдина Руми (1207 - 1273) "Маснави". У Руми Бог творит Адама из праха, а дьявол проникает через раскрытый рот внутрь первочеловека и обнаруживает там "Малый мир", подобный "Большому миру". Голова Адама - небо о семи сферах, тело его - земля, волосы - деревья, кости и жилы - горы и реки. Как в природном мире четыре времени суток, так и в Адаме - жар, холод, влага и сушь, заключённые в чёрной и жёлтой желчи, флегме и крови. А связанный со сменой времён года круговорот природы подобен кругообращению пищи в теле Адама и т. д.

Почему бы не предположить, что у наших далёких предков, именовавших себя полянами, т. е. потомками исполинов, имелись подобные мифологические представления? Мифы древних славян до нас не дошли, но отзвуки этих древнейших арийских представлений сохранились в различных "редакциях" Голубиной книги, где всё богатство видимого мира, в полном соответствии с индоевропейской традицией, истолковывается как части некоего космического божества:

Ночи тёмные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа.
Дробен дождик от слёз Христа,
Наши помыслы от облац небесных,
У нас мир-народ от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь руда наша от Чермна моря.

Интересно, что первопредок, которого приносят в жертву и расчленяют, во всех традициях - мужского пола. По идее, первопредка могла расчленить только его жена, - ведь кроме них двоих во время оно на Земле больше никого не было. В связи с этим, приходит на память одна "людоедская песня", в которой жена намеревается расчленить и съесть собственного мужа. Записанная и опубликованная в середине XIX века в Курской губернии писательницей Надеждой Кохановской, эта страшная песня повергла в шок читательскую публику, а развернувшаяся полемика обнаружила среди прочего достаточную распространённость каннибалистского текста в разных областях России. В песне беспристрастно рассказывается про то, как жена вместе с подружками съела собственного мужа, да ещё попотчевала страшным угощением мужнину сестру, подзадоривая её загадками:

Я из рук, из ног коровать смощу,
Из буйной головы яндову скую,
Из глаз его я чару солью,
Из мяса его пирогов напеку,
А из сала его я свечей налью.
Созову на беседу подружек своих
Я подружек своих и сестрицу его,
Загадаю загадку неотгадливую.
     Ой, и что такого:
     На милом я сижу,
     На милова гляжу,
     Я милым подношу,
     Милым подчеваю,
     Аи мил пер'до мной,
     Что свечою горит?
Никто той загадки не отгадывает.
Отгадала загадку подружка одна,
Подружка одна, то сестрица его:
- "А я тебе, братец, говаривала:
Не ходи, братец, поздным-поздно,
Поздным-поздно, поздно вечером".


Tags: Древняя Русь, мифология
Subscribe

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments