Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Гениальность и сумасшествие

Гений и сумасшествие

                                                                                                                                      Высокий ум безумию сосед.
                                                                                                                                      Границы твёрдой между ними нет.

                                                                                                                                      Джон Драйден

Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжёлый невроз и попытки суицида. К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций. Список знаменитых творческих личностей, страдающих психическими заболеваниями, можно продолжить до бесконечности.

"Не существует гения без примеси сумасшествия", - сказал Аристотель. Древнегреческий драматург Эврипид (480-406 до н.э.) отмечал тесную связь между такими состояниями, как опьянение, безумие и экстаз художника. Подобной же мысли придерживался и Демокрит (460-370 до н.э.): "Без безумия не может быть ни один великий поэт". Из более близких нам писателей Паскаль говорил, что величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием.

Некоторые языки имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое "мания" [1], древнееврейское "нави", санскритское "ниграта" означали и "безумие", и "пророчество". В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие "бешеный", и "дух, поэзия". На украинском языке "сумасшедший" звучит как "божевiльний". То есть сумасшедший - это одержимый Божьей волей. Согласно древним текстам, "тело сумасшедших находится на земле, разум же их удерживается Божеством на небе и возвращается к ним только в тех случаях, когда они должны говорить, поэтому каждое их слово считается откровением".

Платон (427-347 до н.э.) утверждал, что "бред не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские и додонские прорицательницы оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы или же совсем оказывались бесполезными. Много раз случалось, что когда боги посылали народам эпидемии, то кто-нибудь из смертных впадал в священный бред и, делаясь под влиянием его пророком, указывал лекарство против этих болезней". Фридрих Ницше (1844-1900) в своей книге 'Человеческое, слишком человеческое" (1878 г.) пишет, имея в виду гениев, "...придаток полубезумия всегда хорошо помогал им", так как "безумные идеи часто имеют значение целебных ядов".

Специфичность художественного творчества, согласно Платону , выражается в "одержимости" поэта. В диалоге "Ион" Сократу приписываются следующие слова: "Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости". Платон неоднократно возвращается к утверждению, что поэт творит только тогда, когда его рассудок отступает на второй план и им овладевает божественное исступление. Наиболее конкретно эта мысль выражена в диалоге "Федр": "Третий вид одержимости и неистовства - от Муз... Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далёк от совершенства: творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых".

У Шекспира (1564-1616) встречаем следующее наблюдение:

"Поэта взор в возвышенном безумье
Блуждает между небом и землёй".
("Сон в летнюю ночь", V, l).

Склонность к шизофрении (приобретённая или наследственная) проявлялась у гениев, которые сделали выдающиеся вклады в развитие математики и естествознания. Среди них Исаак Ньютон, пионер высшей математики, Альберт Эйнштейн, автор теории относительности, Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей спирали ДНК. Шизофрения преследовала  и  Джона Нэша, получившего в 1994 году Нобелевскую премию за исследования теории игр,  чья  болезнь   отображена в книге «Игры разума» С. Назара  и одноименном фильме Г. Ховарда.

Обычно ставят знак равенства между сумасшествием и глупостью, но это совсем не так. Сумасшествие, которое имеет в виду Аристотель, представляет собой иное восприятие действительности. Например, некогда все считали, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник, наперекор всеобщему мнению, считал по-иному. Кем он был в глазах простых людей? - Сумасшедшим. - Разве женщина выйдет замуж за сумасщедшего? - Нет. - Подобно сумасшедшим, гениальные люди на всю жизнь остаются одинокими. Гений или бездетен, или его дети – более, чем не гении… Микеланджело постоянно твердил, что его искусство заменяет ему жену. И хотя "Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но своими поступками доказывали еще нечто худшее" - пишет Чезаре Ломброзо.

У гениев единственная путеводная звезда - их великая идея, которая составляет их счастье в земном мире, которая владеет ими всецело. Чтобы претворить в жизнь свои идеи, они не жалеют своих сил и трудятся не покладая рук, создавая великие шедевры, не останавливаясь ни перед какими сложностями. Можно сказать, что гениальность - это умение так сконцентрироваться-сфокусироваться на решении какой-то одной проблемы, что теряется и забывается всё вокруг. Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.

Для обычных людей этот мир является единственным, который они знают. Для гения же (или безумца) тот же самый мир с самого начала является чуждым, "неудобным", и именно в силу этого он, как никто другой, всё ставит под вопрос. Понятное дело, что репрессивные политические режимы не желают терпеть "инакомыслящих", задающих "неудобные вопросы", и для их изоляции от общества специально придумана лженаука - психиатрия. В "дурдомах" держат людей за решёткой не для того, чтобы их вылечить, а для того, чтобы изолировать от общества. Сколько гениев там закончили свои дни - одному Богу известно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] «Mania» у греков – это и пророческий дар, и поэтическое вдохновение, и психическое заболевание.





  
Tags: антропология, психиатрия - лженаука
Subscribe

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Русский путь: от "форсажа" до "форсажа".

    "Перестройку" конца 80-х, первой половины 90-х годов можно охарактеризовать как НЭП 2.0. Когда ордынская модель государственного…

  • О трансформации капитализма.

    За прошедшие 100 с небольшим лет капитализм изменился до неузнаваемости. "Традиционный" капиталист XlX века - это предприниматель и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments