Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Св. Франциск и Бедность

24 февраля 1209 года, в праздник св. Матфея, в маленькую часовню городка Ассизи в Италии пришёл монах-доминиканец и началось богослужение. Был в тот день в часовне и Франциск. Когда монах повернулся к нему, чтобы прочесть слова Иисуса Христа, Франциск почувствовал, что его охватило глубокое смятение. Он уже не видел священника: это был распятый Христос с алтаря св. Дамиана, Который говорил ему: "Идите же и проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте, - даром получили, даром и давайте. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы в дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания". Эти слова раздались в нём как откровение.

- Вот чего я хочу! - вскричал он, почти выбегая из храма после службы. - Вот чего я искал! С нынешнего дня я буду стараться изо всех сил исполнять эти слова на деле.

С этого момента Франциск всё время куда-то стремился. При всей его мягкости стремительность его нередко граничила с нетерпением. Из-за этой спешки так и кажется, что он всю жизнь бежал, всю жизнь спасался в самом прямом, не богословском смысле слова.

A statue of St. Francis by the German sculptor Wilfried Koch, located in the courtyard of the Nikos Kazantzakis Museum

Тут перед нами основное различие между святым и обычным верующим прихожанином. Святой спасается "изо всех сил", а прихожане - лишь иногда, как бы между делом. Перекрестятся перед совершением какого-нибудь своего дела. "А то как же?! Что ж мы, нехристи,что ли?!" В то время как у святого нет никаких "своих" дел; он всецело посвящает себя на служение Богу. Раз Христос говорит "идите и проповедуйте Царство Божие", он бросает всё и идёт; раз Христос говорит не брать с собой ничего, он и не берёт ничего. То есть для святого характерен максимализм в исполнении Евангелия. Ныне святого Франциска назвали бы "экстремистом", создателем "псевдохристианской деструктивной секты" - ордена францисканцев. Впрочем и в средние века многие католические епископы считали его и его последователей "экстремистами"; правда, тогда такого слова ещё не знали и поэтому обвиняли францисканцев-спиритуалов в ереси. Многих спиритуалов сожгли на кострах, как и св. Жанну д'Арк, - тоже такую же стремительную и нетерпеливую, как св. Франциск Ассизский.

Спустя сто лет Данте в своих великих творениях прославил обручение св. Франциска с Бедностью, которая, "будучи лишена своего первого супруга - Христа, в продолжение более тысячи лет находилась в полном пренебрежении". Хорошо известна история о том, как отец Франциска, богатый купец, судился со своим "непутёвым" сыном, дабы лишить его наследства. Франциск на глазах у всей публики разделся донага, как "скоморох Божий", joculator Dei, поднял лежавшую у ног его одежду, подошёл к отцу, поклонился ему изысканно-вежливо, как рыцарь, победивший на турнире, — побеждённому сопернику, и положил одежду у ног его.

— Слушайте все! Был отцом моим доныне Пьетро Бернардоне; но вот, я отдал ему все, что от него получил, и теперь уже могу сказать свободно: не отец мой, Пьетро Бернардоне, а Господь, Небесный мой Отец! К Господу иду я, нищ и наг!

Франциск Ассизский

Франциск уловил самую суть христианского Пути спасения. Потянул за одну ниточку - добровольную бедность - и распутал весь клубок христианских добродетелей, приводящих к святости. Как говорил св. Исаак Сириянин, "каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если отвергнуть бедность - мать (всех других) добродетелей - и устремиться ко взысканию дщерей, прежде стяжания матери их, то добродетели эти соделываются ехиднами для души".

Все добродетели - родные сёстры. Св. Франциск убедился в этом, основываясь на своём внутреннем опыте; от исполнения одной добродетели - бедности - он пришёл к целостному пониманию морального идеала христианина, как особого душевного строя, который лучше всего обозначить термином праведность или святость. В самом деле: истинная бедность не существует без смирения, а смирение, в свою очередь, связано с истинным послушанием, потому что у смиренного человека всегда есть старшие, "praelati", "domini". Смирение и кротость - особое состояние духа, доходящее до нелицемерного, чуждого всяких корыстных мыслей сознания своего ничтожества [1]. От сознания собственного ничтожества проистекает целомудрие, ибо не может ничтожество господствовать над телом и личностью другого человека. Согласное же действие всех добродетелей рождает в сердце великую радость и незаметно устраняет все пороки: не появляется и мысли о них.

У Франциска была и любимая ученица - Клара, но общались они как брат и сестра. Их отношения были своего рода "духовным браком" - возрождением и повторением раннехристианской практики.

Франциск и Клара

Они любили друг друга, но, конечно, никакой семьи и детей у нищенствующего монаха быть не могло. Дело в том, что добровольная бедность, как норма поведения, неизбежно ведёт за собой отказ от семейной жизни. Только в одиночестве можно быть бедным и не унижать своей нищетой ближних. А главное, только в одиночестве возможно подлинное служение Богу: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене", - говорит ап. Павел (1 Кор. 7: 32-33).

О святом Франциске - этом удивительном человеке - написаны горы книг. Из того, что я читал, самыми лучшими являются жизнеописания Марии Стикко "Святой Франциск Ассизский" и Дмитрия Мережковского "Лица святых от Иисуса к нам - Франциск Ассизский". Лично я во многом именно через образ Франциска "увидел" образ Иисуса Христа. Ведь святые, максимально подражая Христу, проникаются Его Духом и сами становятся похожими на Христа. У св. Франциска даже раны Христа появились на теле - стигматы.

Стигматы св. Франциска

"Бедность, - говорил Фрaнциск, - это тa добродетель небеснaя, которaя всё земное и преходящее повергaет во прaх и которaя освобождaет душу от всякого препятствия и дaёт ей свободно соединиться с Богом Вечным".


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Например, св. Франциск относился к своему телу как к упрямому ослу, которого нужно кормить плохим кормом, нагружать побольше и постоянно подгонять.


Tags: христианство
Subscribe

  • Фратрии и роды.

    В древности племена, ведущие традиционный образ жизни, делились на фратрии. Фратрий могло быть две или четыре. У селькупов, например, было две…

  • К вопросу о происхождении славян.

    Сейчас, осенью, в саду на земле лежит много спелого боярышника, упавшего с дерева. Дни стоят тёплые, местами даже жаркие, и в такой благодати…

  • Про князя Святослава (2).

    Недавно я писал про русского (не славянского!) князя Святослава. Святославу "взбрендило" перенести свою столицу из Киева поближе к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments