Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Всё только кажется понятным

Секст Эмпирик утверждал, что все определения бессмысленны, поскольку вначале следовало бы определить понятия, входящие в определения, следовательно, определить определение.

Возьмём любое определение. Например, "Человек - это звучит гордо" из пьесы М. Горького "На дне" (1902). Давайте сначала определим, что такое человек. И всё, "приехали". Потому что определить, что такое человек, едва ли возможно. Широко известен спор между Платоном и Диогеном. "Человек, - сказал Платон, - это двуногое животное без перьев". Тогда Диоген ощипал петуха и со словами: "Вот твой человек", - поставил его перед Платоном.

И так во всём. Нет общепринятых определений того, что такое фашизм, однако люди сплошь и рядом называют друг друга "фашистами". Совсем непонятно, что такое коммунизм. Социализм тоже крайне смутно понимается. Понимание капитализма и либерализма у каждого - своё. История - сплошная интерпретация. Для одних Иван Грозный - тиран, для других - святой.

Школьные учебники переписываются чуть ли не каждый год, и это свидетельствует о том, что даже элементарные, базовые сведения для детей не определены: вчера говорили одно, а ныне говорят другое. И при этом ещё находятся "умники", которые с пеной у рта убеждают, что наука что-то там "доказала". Наука не знает, почему дождевые черви выползают на поверхность земли во время дождя.

Раз тут всё так зыбко и неопределённо, не является ли это доказательством лживости мира? В буддистском смысле мировой иллюзии - майи.

Доказательства лживости мира можно увидеть и в апориях Зенона. Движение невозможно, - заявляет Зенон, - ибо для достижения цели объект должен сначала пройти половину расстояния, а до этого - половину половины, а ещё раньше - половину той половины, и так до бесконечности. Век спустя китайский софист Уй Цзы доказал, что палка, от которой ежедневно отрезают половину, бесконечна.

В Евангелии детства от Фомы некий учитель по имени Закхей хотел научить маленького Иисуса грамоте. "И он показал Ему ясно все буквы от альфы до омеги и много задавал вопросов. А (Иисус) посмотрел на учителя Закхея и спросил его: Как ты, который не знаешь, что такое альфа, можешь учить других, что такое бета. Лицемер! Сначала, если ты знаешь, научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете. И Он начал спрашивать учителя о первой букве, и тот не смог ответить Ему".
Tags: размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments