Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Женщина и советская действительность

Оригинал взят у gallago_75 в Женщина и советская действительность

Может быть, самой большой гордостью советских идеологов было то, что советская власть, как они утверждали, освободила женщину от семейного рабства.

Тут я хочу оговориться и сказать вот что.  Когда споришь с сугубо советским человеком о реалиях советского периода, приходится сравнивать их с реалиями дореволюционной России или зарубежных европейских стран.  Возможно, это не совсем корректно, но иного выхода нет.

Очень трудно бывает доказать простую, в сущности, вещь: что сословное общество, каким была царская Россия, неизбежно изменилось бы, модернизировалось вместе с другими странами.

Но, как мы знаем, история не дала России шанса показать, могла бы она вписаться в мир 20 века естественным путем или нет. Россия была вырвана из естественного и плавного процесса течения исторических событий. Вырвана самым жестоким, насильственным путем из мира Традиции и ввергнута в мир Антитрадиции (выражение Федора Мамонова).

Причем антитрадиция в определенный период стала довольно нахально и грубо маскироваться под традиционализм. Было  сведено на нет  распутство первых послереволюционных лет, возвращена рождественская елка, но уже под видом новогодней, восстановлена гимназическая форма и т.п.

Поэтому у совецких защитников есть  немало лазеек для утверждения своих взглядов. Но тем не менее именно тезис о «Традиции-Антитрадиции» дает ключ к пониманию всего, что происходило в СССР.

А происходила там глобальная ломка всей жизни народа на всех уровнях.

Такие детали, как  введение гимназической формы или погон в 43 году – это знаки-обманки, прикрывающие все ту же анти-русскую, анти-традиционную, анти-естественную  суть коммунистического режима.

Взглянем на эту ломку с точки зрения женской судьбы.

Как известно, более 90% населения России было крестьянство. Жило оно традиционным укладом (как, кстати, и высшее сословие), который можно подать как архаичный, а можно назвать консервативным и традиционным.  Коммунисты любят писать о беспросветности семейной крестьянской жизни.  При этом они уверены, что в колхозе, из которого никто не мог просто так взять и уехать, и где работали за трудодни, а не за деньги, «света» было намного больше.

А что же в городе?

В первые годы советской власти были модны лозунги: Освободим женщину от домашнего рабства!  Освобождение заключалось в раздаче работницам талонов на питание в рабочих столовых. Дома можно не готовить.  Тем более – что и не из чего.

Еще вспоминается, как одна убежденная партийка в моем детстве приговаривала: Советская власть, по крайней мере, дала женщине стиральную машину. Правда, вскоре выяснилось, что не-советская власть дала женщине автоматическую стиральную машину, а в добавок еще посудомоечную, ну и по мелочам…  Личный автомобиль для поездок на рынок, например…

Что касается темы женского обучения, многое прояснится для любопытствующих, стоит набрать в Гугле «женское образование в дореволюционной России».

Первая половина истории Совецкого союза была временем, тяжко ударившим по русским людям, и по мужчинам, и по женщинам. И все-таки по мужчинам – тяжелее.  Физически тяжелее.  Именно их погибло больше в репрессиях, в войну.

После войны, после 53 года наша страна стала во многих смыслах страной женщин.

Каково же было положение этой женщины?

Подавляющее большинство городского (считая и поселки городского типа) населения  в 60-х годах, в первое относительно спокойное десятилетие,  жило в коммунальных квартирах или бараках, часто в общежитиях при производстве. Учитывая, что для женщины (любой национальности и любого сословия) главное -- это все-таки семья, дом, можно сказать, что жизнь этой части женского населения была разрушена.

Другое дело, что сами они не вполне это осознавали. Ведь с чем им было сравнивать свою жизнь?

Их отцы и матери жили еще хуже.  А бабушки, способные описать ту, старую жизнь честно, без страха были далеко не у всех.

Итак, лишённой возможности полноценной домашней жизни женщине не оставалось ничего другого, как проявлять себя в работе.  Тем более, что прокормить семью один муж уже, как правило, не мог.

Помните эпизод из Белого солнца пустыни, где одна из жен Абдуллы спрашивает Сухова: «Неужели в русской семье одна жена и стирает и готовит и за детьми присматривает?»

Так вот, в совецкой семье эта «одна жена» еще и работала полный восьмичасовый рабочий день и часто на производстве, на нелегкой физической работе.

И при этом еще надо было выстаивать в очередях после работы – практически за любыми продуктами или «дефицитными вещами» -- а не сходить в супермаркет и закупиться на неделю, как сейчас.

Конечно, люди приспосабливались как могли, сбегали в перерыв, затаривались на производстве, если была возможность.  Выкручивались, в общем, часто по магазинам ходили бабушки или подросшие дети.

Думаю, после нарисованной примерной картины жизни среднестатистической советской женщины уже не будет выглядеть очень смешной фраза «в СССР секса нет».  О жизни семьями  в однокомнатной квартире тоже не забываем.

Мне скажут, что сегодня у нас то же самое – та же жизнь часто в одно-двухкомнатной квартире.  Я не спорю – так ведь полноценного капитализма у нас и не было. Страна  все ближе походит (с другого конца) к форме монопольной, государственной экономики, каковая имело место и в СССР-е.

Вернемся к образу женщины с ее биологической, а значит, сексуальной стороны.

Защитники СССР играют на контрасте, который существовал тогда по отношению к сегодняшней ситуации полнейшей моральной распущенности. Так ведь ханжеское (полное) умолчание проблемы секса – это другая сторона медали, другая крайность.

Мне скажут, что в традиционном обществе о сексе говорить тоже не принято.

Да, это так.  Но в традиционном обществе, каким была дореволюционная Россия, роль женщины и была ролью сексуальной по своей природе, по всему своему существу – ролью невесты и потом жены. Девушку готовили к этой роли с рождения, ее воспитывали в понимании того, что такое девичья, женская честь – и для чего, собственно говоря, она нужна.

В советской реальности само слово «честь» - в применении как к мужчинам так и к женщинам – потеряло свой смысл и вышло из обихода. Это объясняется многими причинами.  Одна из них такая: понятие чести вообще имеет смысл только в сословном обществе, в обществе традиционном, где действуют неписанные правила, где имеет значение репутация человека, молва о нем, где сильны не только вертикальные, но и горизонтальные связи, где семьи десятилетиями знают друг друга, помнят предков, с которыми вместе учились или ходили в военный поход. Память о том, кто как повел себя в какой-то сложной жизненной ситуации, сохраняется в таком обществе благодаря живой человеческой памяти, а не приказам командования или грамотам начальства.

Ничего этого в советском обществе не было – и, разумеется, нет и сейчас в нашем.

Правда, семья все-таки сберегла  свою функцию дольше всех – так или иначе, сохранившись, несмотря на нечеловеческие испытания и перипетии, выпавшие  на ее долю.

Но испытания института семьи не закончились.  Сейчас для нее настали по-своему тоже очень сложные времена.  Приведу такое сравнение: в эпоху СССР, особенно первой его половины, на ткань семейной традиции обрушивались молотом, сейчас же ее раздергивают по ниточкам. От ударов молота она истончилась и теперь ее особенно легко распустить.

Так что, пресловутая свобода, которую дали женщине коммунисты – это была свобода работать наравне с мужчиной и получать столько же.  Но при этом общий заработок семьи был ниже, чем в среднем у рабочего-мужчины  на предприятиях николаевской России. Вспомним классика пролетарской литературы М.Горького и его хрестоматийную «Мать». С чего началась революционная деятельность Павла Власова? Со скуки.  С зарплаты он купил себе выходной костюм, и дальше его фантазия не распространялась. Жил он, заметим,  с неработающей матерью и отнюдь не в коммуналке, а в отдельной квартире, где и затеялись революционные сходки.

Приведу цитату из статьи Бориса Романова  http://www.belrussia.ru/page-id-1325.html

«В 1913 году по доходам на душу населения Россия находилась на 4-м месте в мире.

К 1913 году более половины рабочих семей в городах арендовали отдельные квартиры, причем на оплату аренды тратилось не более 20% семейного бюджета (меньше, чем в Европе и США), и работал как правило один глава семьи.

При этом, темпы строительства жилья постоянно превышали темпы рождаемости (и прироста населения), хотя по темпам прироста населения (3.5% в год, включая рождаемость) Москва и Петербург занимали 3-4 места в мире (!).

Очевидно, это значит, что жилищные условия в Москве и Петербурге непрерывно улучшались - вплоть до 1916гг. Кстати, не все знают, что Россия в ПМВ была единственной воюющей страной, где не вводились продуктовые карточки (кроме как на сахар). Конечно, в начале XX века положение рабочих во всех даже развитых странах все же оставляло желать лучшего, но в России после 1917 года оно стало много хуже чем при Николае II (уровень жизни рабочих и крестьян восстановился к концу НЭПа (к 1927г), но затем вновь стал падать и достиг минимума в 1940 году (у рабочих - в два раза хуже 1913 года, у крестьян — и еще гораздо ниже и ужаснее). Жилищные условия рабочих в СССР были хуже чем в царской России вплоть до начала массового жилищного строительства при Хрущеве (в конце 1950-х годов).  За двадцать лет правления Николая II население империи возросло более чем на пятьдесят миллионов человек — на 40%; естественный прирост населения превысил три миллиона в год. Наряду с естественным приростом заметно повысился общий уровень благосостояния.»

Российская Империя была традиционным государством европейского типа, хоть и со многими своими особенностями (что можно сказать, в свою очередь, про любую страну). В России существовала абсолютно европейская элита, которая создавала эталоны для общества.

С приходом к  власти большевизма тысячелетняя русская  культурная история прекратилась.

Заканчивая статью, я думала, какой бы картинкой её проиллюстрировать. Есть множество плакатов, изображающих комсомолок, героинь труда, спортсменок или счастливых колхозниц. Не меньше и официальных фотографий из советской прессы. На них есть разные женщины, есть, конечно, и красивые, и достойные, можно найти и изящных, особенно среди актрис. Ведь жизнь многообразна, она всегда богаче любых рассуждений,  а статья может дать только общую, среднюю картину прошлого.

Я хочу привести здесь только один фотоснимок, как говорили раньше, светопись, звезды немого кино Веры Васильевны Холодной. Женщины из прошлого, которое не вернуть.  Лицо, типаж, который ушел навсегда. Который в советской реальности был обречен.

Tags: советизм
Subscribe

  • Тамтам - "телефон Африки".

    Говоря о социальных и межличностных взаимоотношениях в Африке, Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической…

  • О групповом мышлении.

    В один жаркий техасский вечер некая семья играла в домино на крыльце до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин отобедать. Жена сказала:…

  • Соль земли.

    Ну, вот и закончилась новогодняя "лафа́". Сегодня пойду поработаю немного, разомну свои старые косточки... Арнольд Шварценеггер считает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments