Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

О "ненормальности" человека.

Человек является существом ненормальным, не нашедшим своей, так сказать, нормальности в окружающей природе. Если нас возмущает зрелище насилия богатых над бедными, глумления сильных над слабыми, и если при этом в нас зарождается чувство нравственной тошноты, - это доказывает, что в человеке есть зачатки другого мира, другого плана бытия. Ведь самое наше человеческое возмущение не было бы возможно, если бы этот тип животной жизни представлялся нам единственной в мире возможностью и если бы мы не чувствовали в себе призвания - осуществить другое. Человек - единственное из живых существ, которое не только живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.

Собака, например, не понимает, что где-то, у другого хозяина, ей жилось бы лучше; она довольна тем, что есть, и "привязывается" даже к самому нищему бомжу. Человек же, в отличие от собаки, всё время сравнивает свою жизнь с жизнью соседей, чиновников, олигархов, с жизнью в других странах; это сравнение подчас отравляет его жизнь, ибо, как говорят, "лучшее - враг хорошего", но это же сравнение, как стрекало, подгоняет его к тому, чтобы улучшить свои бытовые условия. В принципе, предела этому улучшению нет. Миллиардеры задают моду, за ними "тянутся" миллионеры, за миллионерами - мещане, за мещанами - рабочие... Хотя есть и такие люди, которые не участвуют в "крысиных бегах" (rat race). Это - духовные аристократы: с высоты своего знания они смотрят на глупых людишек как на безумцев. Люди духа довольствуются самым малым, как, например, средневековая йогиня Лалла, говорившая своим ученикам:

"Носи одежду лишь такую, чтоб не дрожать от холода,
Лишь столько потребляй ты пищи, чтоб не страдать от голода".

Или как киники. Интересно, что слово "киники" произошло от греч. κύων (собака). Парадоксально, что люди, перешедшие в плоскость духовной жизни, также непритязательны в условиях быта, как и собаки. 
Tags: антропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments