Возможно, весь феномен "духовного диссидентства" более всего описывается понятием "эзотерические искания". Самое точное название использует В. Лебедько, называющий этот феномен "российской саньясой" ("саньясин" в индуизме - искатель духовного откровения, не определившийся ещё с выбором учителя). Эпидемия мистических исканий лавинообразно распространялась по нашей стране на протяжении 70-х годов, точно так же как "психоделическая революция" в США на протяжении 60-х. Отечественная психоделия имела отнюдь не меньший размах, чем американская. В 70-е и 80-е годы число "искателей духовной истины" измерялось, как минимум, сотнями тысяч, а может и миллионами людей.
В русской психоделии, независимо от направлений поиска или теоретических убеждений, для достижения "истины" искателями чаще всего использовались не галлюциногенные грибы, а... водка.
Один из советских хиппи конца 70-х годов так объяснял обретение духовной инициации: "Для того чтобы получить "передачу", надо унизиться. Твоя прежняя личность - это твой последний предел. Её надо уничтожить, а для того, чтобы её уничтожить, её надо либо притупить, либо ошарашить. Тупить проще всего водкой; когда до полусмерти напиваешься, твоё "Я" выходит погулять. Шарашить проще всего грибами - ты до такой степени удивляешься тому, что происходит, что тебя снова нет, остаётся пустое место, в которое, если тебе повезёт и обстоятельства совпадут, может как нож в масло воткнуться "передача" (цит. по: Данилин А. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. - М., 2001, с. 434).
Главным способом разрушения "социальных глосс", привязывающих человека к земной реальности, было унижение - создание абсолютно невыносимых для личности жизненных ситуаций. Об этом, кстати, снят очень интересный фильм - "Место на земле". Когда "Место на земле" показывали на кинофестивале в Выборге, жюри демонстративно покинуло просмотр. Дело в том, что фильм повествует о хиппи, которые решили возлюбить бомжей - в том числе и плотски. Комунна хиппи распадается, потому что никто (вернее, почти никто) не способен пойти до конца в воплощении её идей. (Здесь очень интересные Фрагменты из дневника режиссёра - Артура Аристакисяна).

Один известный художник 80-х годов, искавший истину, говорил следующее: "Водка унижает, она отшибает твою персональную гордыню. Когда ты пьян как свинья, пьян до умопомрачения - ты самоуничтожился, тебя как бы нет".
Унижение в русском языке - это понижение личности до уровня вещи, дозволяющее использовать человека в этом качестве (отечественный лагерный жаргон, понимая истину буквально, в качестве синонима глагола "унизить" использует слово "опустить").
Конечно, тут всё зависит от духовной высоты или "низости" тех, кто практикуют "унижение". У православных старцев - это одно, у лагерных зэков - совсем другое. Как тут не вспомнить жуткую историю с убийством в Вильнюсе одного из искателей истины Талгата Нигматулина. Талгата забили по приказу одного из "учителей" некоего Абая.
В общем, всё, что связано с инициацией, крайне опасно. Это как змеиный яд: в умелых руках он исцеляет, а в неумелых руках убивает. Собственно, и водка так же избирательно действует на людей: умные люди знают "меру", а дураки говорят, что "в мере - два ведра", и спиваются.