Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Посмертный путь души.

skifos в Видение Антония Великого полагает, что в заупокойной практике православной Церкви "сохранились элементы гностического учения и ритуала". "Многие её составляющие не находят обоснования в церковных догматах и подкрепляются исключительно теологуменами отцов Церкви и откровениями, полученными святыми".

Ну так ни для кого не секрет, что православная Церковь "питается" из двух источников Откровения - св. Писания и св. Предания. Это протестанты признают "только Писание" (Sola Scriptura), и для них было бы странным руководствоваться откровениями, полученными какими-то святыми. Да они никаких святых и не признают. А для Православия это вполне нормально и приемлемо.

skifos приводит в качестве примера "откровения, полученного святыми", историю из Жития Антония Великого, написанного Афанасием Александрийским: " Антоний имел ещё и это дарование. Во время пребывания своего на горе в уединении, если иногда, предложив сам себе какой-либо вопрос, приходил в недоумение, то, по Божию промышлению, во время молитвы бывало ему о том откровение, и блаженный, по написанному, был научаем Богом (Ис. 54, 13; Ин. 6, 45). Так, однажды вёл он разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет ее местопребывание. В следующую ночь зовет его некто свыше, говоря: «встань, Антоний, выйди и посмотри». Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что восходят еще некие как бы окрыленные, и первый простирает к последним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорить голос: «уразумей видимое»."

В качестве иллюстрации skifos приводит следующее изображение:

Дьявол

Огромный "князь мира сего", сам дьявол, ростом от земли до неба, хватает и пожирает грешников. Грешники, видимо, проходят через его пищевод и извергаются вместе с калом в преисподнюю, которая находится прямо под ним. Дьяволу помогают улавливать грешников бесы и дракон.

Теперь посмотрим на знаменитую икону из синайского монастыря Св. Екатерины.

Лествица

Здесь изображена лествица от земли до неба, по которой люди поднимаются в рай. Бесы хватают грешников и стаскивают их с лествицы. Хотя здесь и не изображён дьявол, но присутствуют бесы - "слуги дьявола", исполняющие его волю. Поэтому смысл тут тот же самый, что и предыдущем изображении.

Данная икона вполне канонична и православна, а значит и православно суждение о том, что "суд над душами («некими, как бы окрыленными») умерших производит «князь мира сего» («враг»), а не Христос. Грешные души удерживаются врагом в материальном мире и падают вниз. Тогда как души верных «перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх»."

Хорошо известно, что до канонизации книг Нового Завета разные церкви использовали разные евангелия в качестве вероучительных источников, в том числе и гностические евангелия. Так что нет ничего удивительного, что в Церкви и в гностических сектах имелись сходные представления о посмертном пути человека. Ведь у православных и баптистов тоже можно найти некоторые общие положения.

skifos приводит гностические тексты, где имеются указания на то, что человеческая душа после смерти попадает в лапы дьявола.

В «Откровении апостола Павла» из Наг-Хаммади душу судит сборщик подателей, находящийся на четвертом небе, выслушивая обвинения свидетелей против души:

«Когда душа услышала это, она посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили ее вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано для нее»

Душа, преодолевшая место сборщика податей, продолжает восхождение к духовным областям.

Епифаний, рассказывая об учении гностиков, отождествляет судью с творцом материального мира и Богом иудеев:

«О Сабаоте одни говорят, что имеет образ осла, а другие — свиньи; поэтому, утверждают, заповедал иудеям не есть свиньи. Но Он — Творец неба и земли, и за этим небом следующих небес и ангелов своих. Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения…не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся» (Панарион, 26, 10,6).

Согласно учению карпократиан, суд над душой осуществляет князь мира сего, заключая переданные ему дьяволом души в материальные тела:

«Соперником», как они говорят, является один из ангелов этого мира, который зовется Дьяволом и занимается тем, что приводит души, которые покинули мир, к Князю (ad Principem). Являясь первым из творцов этого мира, он передает эти души другому служащему ему ангелу, который заключает их в тела. Тело ведь, говорят они, – это темница [для души] (corpus enim dicunt esse carcerem)» Irenaeus, Adv. Haer. I 25.4.

Тут не надо думать, будто св. Антоний "скопипастил" эти тексты, выдав их за свой мистический опыт. Никто ни у кого не "списывал" и не заимствовал; просто Откровение "изливается" через многие источники, "Дух дышит, где хочет".

Tags: антропология, христианство
Subscribe

  • Святость = самопожертвование.

    И наоборот: самопожертвование = святость. Ныне эта простая формула является "тайной за семью печатями" для многих. Даже и для тех, кои…

  • Про чудеса и "зону комфорта".

    Давно уже "гуляет" в Сети вот эта картинка: Картинка верная: глупо ожидать каких-то чудес, лёжа всю жизнь на диване. Чтобы случилось…

  • Эгоизм и альтруизм.

    Эгои́зм ( др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments