Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

о Кибеле

Оригинал взят у shellir в о Кибеле

1. Кибела – фригийская богиня, Мать богов и всего живого, хозяйка зверей, вошедшая сначала в греческий, а позднее и в римский пантеон.

2. Предшествуют Кибеле сначала неолитическая богиня, а позже – Великая фригийская богиня. Все три являются Pammetor, Всематерями, подарившими жизнь всему живому на земле.
3. С более древними богинями этого региона Кибелу объединяет не только схожесть функций, но и образ крупных диких кошек, сопровождающих ее и подчиняющихся ей: обычно это львы, но иногда леопарды и пантеры.
4. Также символами Кибелы фригийского периода были хищные птицы (особенно совы) и небольшие кувшины.
5. Позже культ Кибелы слился с культом хуррито-лувийской, ассимилированной хеттами, более древней богини Ку-бабы, от которого Кибела переняла функцию охранительницы городов; в догреческий период Кибела почиталась как Великая госпожа Пессинута (Пессинунта), а Ку-баба – как Великая царица Кархемыша.
6. В Пессинуте находился огромный храм Кибелы, упоминаемый Страбоном.
7. В пессинутском храме хранился и один из культовых символов Кибелы – некий черный камень (предположительно, метеорит).
8. Через камень, в котором пребывает сущность Кибелы, ее связывают с греческим мифом об Агдистис: из камня, на который Зевс уронил семя, домогаясь Кибелы, появляется гермафродит Агдитис (отсылка к партеногенности богини-всематери). Боги решают оскопить Агдистис, и существо становится женщиной и влюбляется в Аттиса. Из крови оскопленного Агдитиса появляется миндаль (или гранат), нимфа Нана прячет зерно миндаля у себя в лоне и беременеет Аттисом.
9. Кибела – богиня гор и пещер. Женских богинь – покровительниц гор не очень много, но в частности по этому признаку она объединилась на греческих территориях с Реей, матерью Зевса.
10. Кибела называлась также Идейской матерью, Диндименой и Спиленой – все эти эпитеты происходят от названий посвященных Кибеле гор (гора Ида недалеко от Дарданелл, гора Диндим, у подножия которой лежал город Пессинут, гора Спил в западной Анатолии, ныне турецкий нац. парк у горы Спил-дагы).
11. На горе Спил сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 в до н. э.(период войн хититов с Зап. Анатолией).

12. Женские глиняные статуэтки из Чатал-Хуюк считаются изображением одной из богинь-матерей – прямых предшественниц Кибелы.
13. Кибела связывается с пчелами, как и критская Рея (а, возможно, именно благодаря ей).
14. Кибела связана с полным циклом жизни – она дает жизнь, присматривает за своими детьми, пока они живы, и забирает жизнь, когда приходит время, и именно поэтому одна из проявленных в доэллинский период, но позже почти забытых ее функций – охрана могил.
15. Изначально Кибела партеногенна – зачинающая без участия мужского начала и производящая все живое.
16. Однако не надо путать Кибелу и прочих богинь – покровительниц жизни, с богинями земли. Изначально она покровительствует только плодородию животных и людей.
17. Тем не менее, культ Кибелы был в более поздние периоды связан с годовым растительным циклом.
18. До 8-6 вв. до. н. э. Кибела почиталась без мужского спутникового божества, потом появился Аттис – ее сын, жрец и страж
19. Аттис – мужской спутник Кибелы, связываемый со смертью и возрождением растительного мира.
20. По версии Павсания, Аттис – фригиец, с юности неспособный к деторождению, учредивший в Лидии ежегодные празднества в честь Кибелы (за что его почему-то убивает посланный Зевсом кабан, а из пролитой крови появляются некоторые цветы и растения).
21. По другой легенде, Аттис – жрец Кибелы, до того красивый, что сама богиня влюбилась в него. Однако юноша то ли влюбился в нимфу, то ли серьезно настроился на бракосочетание с царской дочерью и, после того, как Кибела расстроила эти далеко идущие планы и наслала на коварного изменщика безумие, Аттис самооскопляет себя и умирает. Тело его делается нетленным, а из крови вырастают цветы и растения.
22. Обе легенды – довольно поздние, однако это не исключает смысловой связанности богини после 6-8 вв. до н. э. с божеством растительности, ежегодно приносимым в жертву, чтобы тело и кровь его дали силы следующему годовому циклу.
23. С Аттисом связано мужское почитание Кибелы, сопровождаемое самооскоплением, экстазом танца и опьяняющими напитками.
24. Есть теория, предполагающая, что христианский целибат уходит своими корнями именно в отказ от половой функции жрецов Кибелы.
25. То, что очень много пишется о жрецах Кибелы связано не с тем, что отправление культа осуществлялось только мужчинами, а, скорее, со некоторой скандальностью скопчества. С самого начала культа основу служения составляли женщины (однако у меня нет информации, как изменилось соотношение жрецов и жриц к концу Кибелиного почитания в Риме).
Жрица Кибелы:

26. Празднества Кибелы носят оргиастический характер, однако поклонение ей связано и с аскетическим самоограничением.
27. Когда Дионис, пораженный насланным Герой безумием, скитался по миру, он добрался до Фригии, где Кибела исцелила его, очистила от совершенных в приступах безумия убийств и приобщила к своим мистериям.

28. Таким образом, Дионис является хорошей архетипической мужской парой к Кибеле (в отличие от Аттиса, который скорее является функциональным атрибутом).
29. В другом варианте, Кибела сложила заново разрубленное (и сваренное) по приказу Геры тело Диониса (в отличие от Исиды не забыв приложить самое дорогое :-D ) и оживила его.
30. В Греции культ Кибелы имел много параллелей с культом Реи, и, фрагментарно, с культами Афины-защитницы и Артемиды.
31. В греческий период Кибела (по ассоциации с Реей) получает в спутники куретов и корибантов, а порой еще и кабиров (хотя кабиры все же чаще связываются с культами Деметры и Персефоны).
32. Куреты – малые божества крито-микенского происхождения, связанные, вероятно, с растительностью. Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса. Кабиры – боги (вероятно, также фригийского происхождения), берегущие от опасности и дающие защиту.
33. Марсий, побежденный Аполлоном в музыкальном состязании и убитый им, был малым божеством – спутником Кибелы.
34. Как мать идейских дактилей (десятерых карликов, появившихся от вонзившихся во время родовых мук в почву Иды пальцев Кибелы), богиня косвенно связана с кузнечным делом (дактили первыми освоили рудное дело, найдя железо в недрах Иды – гномы, натуральные гномы). Впрочем, этот миф скорее критский, нежели переднеазиатский – на Крите тоже есть гора Ида, связанная с Реей.
35. Начиная с греческого периода и в связи с почитанием Аттиса праздновались посвященные Кибеле Хиларии в конце марта (весеннее равноденствие) – радостный праздник в честь возрождения Аттиса.
36. В конце Хиларий, 27 марта, совершалось омовение статуи Кибелы.
37. Храм Реи-Кибелы в Олимпии называется Метроон.

38. Официально культ Кибелы был введен в Риме в 204 году до н. э., в конце второй Пунической войны, в период активного движения Рима на восток.
39. Статую Кибелы привезли в римский портовый город Остия в начале апреля и доставлена в Рим, а впредь в этих числах ежегодно праздновались Мегалесийские игры в честь Кибелы (даты прибытия статуи указываются разные, от 6 до 12 апреля).
40. По другой версии, привезена была не сама статуя, а священный черный камень из Пессинута.
41. На территории Рима образ Кибелы частично слился с образом богини посевов Опс, и среди символов, с которыми ее изображали, появился еще и пучок колосьев.
42. В тот же период с «зеленым колосом, сжатым до времени» стал ассоциироваться и Аттис.
43. В римском культе Кибелы большое значение получили тавроболии и криоболии (с I в до н. э.) – жертвоприношения быков и баранов. Жертвенной кровью обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить возрождение.
44. Именно на этом основывается теория о том, что цель служения все же не отразить растительный годовой цикл (эта идея, кстати, введена Фрезером, который любил причесывать все под одну удобную ему гребенку), а получить физическое возрождение (после жертвоприношений адепты появляются из вырытой в земле ямы, в крови, новыми и очищенными).
45. Предметы, с которыми обычно изображалась Кибела – высокая корона на голове (иногда в форме городских стен) как символ охранительницы городов, тимпан (символ ночи, полной луны и праздника), позднее – скипетр (символ власти), завязанная узлом веревка – символ покорности божественной воле.
46. Христианский великомученик Феодор Тирон сжег храм Кибелы в Амасии (Понт) – и также был в свою очередь сожжен. Мне его не очень-то жаль.
47. Растения, связанные с Кибелой – самшит и кипарис (также дуб, плющ, сосна, мирт, миндаль, гранат – но либо в более поздний период, либо через Аттиса).
48. Римская Базилика ди Санта Мария Маджиори построена на месте храма Кибелы.

49. В Мадриде на Plaza de Cibeles находится фонтан со статуей Кибелы, правящей запряженной парой львов колесницей.

50. Храм Кибелы-Реи на территории Малой Азии описан в «Таис Афинской» Ивана Ефремова. Вероятнее всего, прообразом статуи Кибелы послужили глиняные Ма из Чатал-Хуюка.
51. 23 апреля 2007 года в болгарском прибрежном городе Балчике во время строительства нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из находок – метровая статуя Кибелы с львенком на коленях.
Реконструкция:


Tags: матриархат, язычество
Subscribe

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Сказ про избушку. Не лубяную, а костяную.

    И снова про мамонтов... Я уже неоднократно поднимал эту интересную тему, пытаясь уяснить смысл охоты на этих представителей мегафауны при изобилии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments