Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Как коза и гусь крестовый поход возглавляли.

Папа римский Урбан II рассчитывал, что Первый крестовый поход начнется 15 августа (Успение Богородицы) 1096 года, но толпы крестьян и обедневших рыцарей по собственному почину двинулись на Иерусалим за несколько месяцев до этого. В годы, предшествовавшие крестовому походу, Европу потрясли засуха, голод и чума. Население обнищало, поэтому многим крестовый поход казался способом поправить финансовое положение. Но в походе принимали участие и искренние паломники, не искавшие наживы, а желавшие угодить Богу. Кроме того, ряд природных явлений в 1095 году (лунное затмение, метеоритный дождь и другие) были истолкованы как Божье благословение для похода. Идея крестового похода стала столь популярна, что в итоге, по разным источникам, в него отправилось от 100 до 300 тысяч человек, включая женщин и детей, в большинстве простолюдинов (Википедия).

Далее ozz_white_wolf в Как гусь и коза крестовый поход возглавляли сообщает:

"Встречалось и другое омерзительное преступление в этом глупом и сумасбродном пешем скопище, преступление, которое, в чем не приходится сомневаться, было ненавистно в глазах господа и которое даже покажется совершенно невероятным всем христианам. [А именно], они уверяли, будто некий гусь проникнут божественным духом и в не меньшей степени им же проникнута некая коза. И обоих этих животных они содеяли себе в предводители в этом святом странствии в Иерусалим; они выказывали им знаки благочестивого почитания сверх меры, и превеликая рать, подобно скотине, следовала за ними, веря в это всей душой.Да удалится от сердец верующих христиан [мысль], будто господь Иисус хотел, чтобы гроб его святейшего тела посещался неразумными тварями, и будто бы повелел содеять их предводителями тех христианских душ, которые [сам] удостоил искупить своей драгоценной кровью и омыть от грязи идолопоклонства! Ведь, возносясь на небеса, он определил предводителями, управителями и наставниками своего народа достопочтеннейших и святейших прелатов и аббатов, а вовсе не грубую скотину, лишенную разума. Впрочем, что удивительного, ее ли в наше время встречаются заблуждения подобного рода, и в иных сборищах стольких тысяч людей, на чьи головы господь обрушил кары, ...[встречаются] столь отвратительные преступления..?"  (Альберт Аахенский "Иерусалимская история". Кн. I, гл. 30.)
 
Этот весьма любопытный эпизод из истории Первого крестового похода встречается в нескольких книгах посвященных крестовым походам. Вот как некоторые исследователи расшифровывают "преступление, которое покажется совершенно невероятным всем христианам" .
"Впереди его отряда выступали коза и гусь, священные животные древней германской мифологии". (Лео Таксиль "Священный вертеп")
"Предводителями одного из крупнейших крестьянских отрядов были... гусь и коза, которые шли перед войском и указывали ему путь к Иерусалиму. По мнению крестьян, эти животные были проникнуты божественным духом, и лучше любого рыцаря или монаха могли указать верную дорогу к Святому Гробу".  (Александр Доманин "Крестовые походы. Под сенью креста")
"Впереди одного из отрядов, находившегося в составе ополчения Петра Пустынника, шествовали... гусь и коза. Они считались проникнутыми божественной благодатью и пользовались большим почетом среди крестьян: по словам Альберта Аахенского, им «выказывали знаки благочестивого почитания сверх меры, и превеликая рать, подобно скотине, следовала за ними, веря в это всей душой». Крестьяне видели в обоих животных вожаков отряда. Каноник Альберт Аахенский, яростно возмущаясь «омерзительным преступлением глупого и сумасбродного пешего скопища», включил в свой рассказ знаменитый эпизод с гусем и козой. Для него, служителя церкви, это языческое заблуждение". (Михаил Заборов  "Крестоносцы на Востоке")
Но дальше констатации факта с гусем и козой - "животных древней германской мифологии" дело не идет.  Возникают вопросы как сии "неразумные твари" прониклись божественным духом и как животные стали "предводителями христианских душ", идущих по стезе Господней?
  Напомним, что здесь речь идет о т.н. Крестьянском крестовом походе, возглавленным Петром Пустынником и Вальтером Голяком. Движущей силой этого этапа Первого крестового похода были обедневшие рыцари, крестьяне, нищие в среде которых языческие верования, очевидно, еще не стерлись из памяти. Поэтому символизм "неразумных тварей" возглавляющих поход рыцарей Христа вполне коррелирует с мифологической семантикой козы и гуся германо-скандинавской традиции. Щиплющая листву Мирового Древа коза Хейдрун кормит своим неиссякаемым медвяным молоком эйнхериев Одина. В лебедей (= гусь) могли превращаться женские божества германо-скандинавского эпоса - валькирии и вершить судьбы воинов, лучшая доля для которых представлялась в вознесении в Вальхаллу. Рассмотренная подобным образом символика животных трансформирует крестоносцев в "эйнхериев Христа". Предположим, что в данном случае божественная благодать была воплощена у крестоносцев в смерти за Христа в бою с сарацинами, а гусь и коза вели христианское воинство в Иерусалим-Вальхаллу - Царствие Небесное, где земные скорби должны были растворится в пирах и утехах.



Но самое интересное - в том, что коза и гусь вели крестьян "куда надо", и они добрались-таки до Константинополя и переправились через Босфор в Малую Азию.
Tags: средневековье
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments