Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её". Постижение смыслов.

Есть в Евангелии таинственые слова, необычайно трудные для понимания:

Мф 10 39: Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её;

Мф 16, 25: ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;

Мк. 8, 35: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.

Лк. 9, 24: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её.

Лк. 17, 33: Кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её.

Ио. 12, 25: Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную.

Тут такой парадокс, который никак не "укладывается" в рамки рационального, логического мышления. Все толкования этих стихов, которые я читал, кажутся мне не убедительными, не столько разъясняющими смысл, сколько затемняющими. Есть, однако, некоторые мысли, высказанные ещё древними греками, которые, на мой взгляд, приоткрывают покрывало тайны и кое-что объясняют.

"Кто знает? Жизнь не значит ли у мёртвых смерть?
И умереть, на языке теней, - ожить?" (Еврипид)

Можно представить себе, что это - кто станет сберегать душу свою, тот погубит её; а кто погубит её, тот оживит её - говорится живым от лица мёртвых, из потустороннего мира. Для мёртвых же земная жизнь - смерть.

Можно представить себе и так, что душа человеческая в мире сём пребывает в состоянии постоянного опьянения сродни алкогольному или наркотическому; в таком помрачённом состоянии она забывает о своём божественном предназначении; в таком случае "погубить свою душу" значит лишить её опьянения, дабы к ней возвратилось воспоминание о её божественном происхождении. У алкашей бывает тяжёлое похмелье, у наркоманов - "ломка", и это наверно в какой-то мере можно сравнить с муками "погубления своей души".

Есть ещё один вариант толкования. Согласно учению Анаксимандра, возникновение множественности вещей из единого беспредельного (apeiron) есть неправда и вина, за которую всё, что обособилось, несёт возмездие своим уничтожением. Вина эта в обособленном, "титаническом" самоутверждении человеческого Я, в воле к отдельному бытию: этой волей душа продолжает грехопадение "предков законопреступных", то есть титанов. Восставая против божественного всеединства, человек утверждает свою отчуждённую самость. Он замыкается в своей индивидуальности, "хочет спасти свою душу". Так задерживает он сам себя в "узах", или "гробнице" тела. Но вопреки его воле, надлежит ему, по Анаксимандру, смертью уплатить пеню за вину своего обособленного возникновения, своей эгоистической отделённости.

Хороший пример такой эгоистической отделённости души даёт Альберто Моравиа. У него есть роман "Я и он", состоящий из непрестанного диалога разума мужчины со своим членом: разум его укоряет, урезонивает, а он "восстаёт" и вовлекает человека в авантюры. "Суть в том, - пишет Иван Соловьёв, - что мой член - это действительно мой меньшой брат, моё второе "я", непослушный двойник, обладающий столь же выраженным и самостоятельным бытием, как и всё моё тело" ("Человек", 1991, № 1, с. 197).

Ну, в самом грубом и примитивном понимании, член - это и есть душа мужчины, титанически самоутверждающаяся и в этом самоутверждении приводящая человека к грехам и преступлениям. Куда привёл Чикатило его "непослушный двойник", - объяснять не надо. Если бы Чикатило вовремя "погубил свою душу", он бы сохранил её в жизнь вечную.
-----------------------------------------------------------------------------------------

P.S. По-моему, я здесь неверно истолковал слова из Евангелия. Более верное толкование см.: Магический жар (3).

Tags: смысл самопожертвования
Subscribe

  • Утоли моя печали

    К рассказу "Тусклая боль". Иллюстрация А. Мендингера

  • Метаморфозы.

    Дети с попугаем. Взрослые с абсентом. А взрослые, - они же не инопланетяне, не с луны на землю свалились. Они раньше тоже детишками были...…

  • У самого синего моря.

    ... А развалины какого-то античного города вдали на пригорке молчаливо свидетельствуют о том, что много веков назад вот точно так же сидели на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment