Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Корни религии

Любая религия подобна дереву с корнями, стволом, ветвями, листьями и т. п. Нелепо сводить дерево к корням, но нелепо и игнорировать корни или преуменьшать их значение. В любой развитой религиозной системе мы помимо трансперсональных переживаний найдём религиозную доктрину (догматику), теологию, культ и многое другое. Но в любом случае корнем религиозной веры и религиозной жизни является именно трансперсональный опыт. У некоторых религий этот корень могуч и разветвлён, у других слаб и хил, но он есть и его не может не быть. Именно названный корень есть сокровенная сущность религии. Именно трансперсональные переживания различных типов являются основой и религиозного опыта, и религии как таковой. Мистический экстаз [1] не только образует сердцевину, внутреннюю суть религиозного опыта, но и лежит в основе явления, которое мы называем религией. Разумеется, понятие религии гораздо шире и включает в себя и многое другое, подобно тому, как дом не сводится к фундаменту, но тем не менее покоится на нём. "Всякая церковь, однажды учреждённая, живёт после этого, опираясь на традицию; но "основатели" каждой церкви всегда черпали свою силу из непосредственного личного общения с Божеством" (Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1913, с. 34).

У. Джеймс назвал свою знаменитую книгу, по существу положившую начало научному изучению проблемы религиозного опыта, "Многообразие религиозного опыта". Мы бы тем не менее взяли на себя смелость выдвинуть тезис о единообразии религиозного опыта. Мистицизм есть явление общечеловеческое. Ему заплатили дань индийские брамины, неопифагорейцы и неоплатоники, гностики и монтанисты, православные подвижники, католические монахи и даже некоторые протестанты [2]. Мистические состояния сознания во всех этих случаях аналогичны и легко поддаются обобщению.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Понятие мистического экстаза - extasis или raptus - не обозначает непременно акта восприятия Божества; чаще это - проникновение в душу благодати, сопровождаемое особым несказанным наслаждением.

[2] Мистика в протестантской среде - скорее исключение, нежели правило. Дух Реформации был в сильнейшей степени враждебен мистике, и всюду, где проносилось его дыхание, прекрасные цветы мистицизма увядали.
Tags: мистика
Subscribe

  • Вздыбленная Русь.

    Д. А. Мачинский говорит, что "наше состояние раз и навсегда зафиксировано Пушкиным. Помните? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над…

  • Томас Мортон - американский "двойник" Петра Первого.

    В ранней истории Нового Света имеется колоритнейший персонаж - Томас Мортон. Приведу цитату из книги А. А. Бушкова " Неизвестная война. Тайная…

  • Демоническое.

    Один из аспектов "демонического" сформулирован Ролло Рис Мэй ("Любовь и Воля"). "Демоническое – это стремление…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments