Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Протоберберы (3)

Сходство этнонимов "берберы" и "иберы" бросается в глаза.

Карл-Вильгельм Гумбольдт ещё в начале 1820-х годов выступил с аргументированным предположением, что выходцы из Сев. Африки - иберы, заселившие в VIII тысячелетии до Р. Х. Испанию, в дальнейшем распространились на Сицилию, Сардинию, Корсику, Юж. Францию и Британские острова и что современные баски представляют собой остатки этого древнего населения Западной Европы.

Напомним, что именно в это время начался последний этап высыхания Сахары [1]. И именно 8 тысяч лет назад Север Африки, особенно его западная часть, начинает выходить из изоляции и устанавливает связи с народами Средиземноморья и Западной Европы. И вероятно именно с начавшимся высыханием Сахары связана волна протоберберских переселенцев из Сев. Африки в Испанию.

Тогда же, 8 - 5 тысяч лет назад, в Восточной Испании появляется особая группа памятников наскального искусства, получившая в научном мире название "левантийского искусства". Изобилующие изображениями людей, левантийские рисунки донесли до нас облик новых обитателей Испании. Женщины изображены обычно одетыми в длинную колоколообразную юбку, с обнажённой верхней частью тела. Подобные одеяния встречаются в древнем искусстве Сев. Африки и Крита. Предполагается, что они имели медный цвет кожи [2].

В письменности иберов сохранилось несколько знаков, родственных критскому линейному письму "А" и древнеливийской (североафриканской) письменности. Испанский филолог Антонио Товар указывает, что иберийские и "ливийские" (то есть берберские) надгробные надписи-эпитафии подобны друг другу и часто включают в себя слово "eban" (берберск. "камень") или "teban" (иберийск. "камень"), различающиеся лишь наличием определённого артикля "t-".

Иберы связаны с культурой строителей мегалитов, которая прекратила своё существование приблизительно с 2600 года до Р. Х., в связи с нашествием арийских племён кельтов с востока. Дольше всех мегалитическая культура продержалась на Британских островах, исчезнув около 2000 года до Р. Х. и оставив здесь свой самый великолепный памятник - Стоунхендж. Доктор Глин Даниэл пишет, что "строители мегалитов не говорили на индоевропейском языке. Мы должны ожидать, что они говорили скорее на средиземноморском языке - некоем доиндоевропейском языке, который, возможно, сохранился по сей день как берберский или баскский" (цит. по: Низовский А. Ю. Загадки антропологии. - М., 2004, с.152).

По всем островам Средиземного моря, от Балер на западе до Крита на востоке, сегодня тянется цепь таинственных древних сооружений, оставленных людьми иной, чем индоевропейцы, культуры, говорившими на иных языках, имевшими иную картину мира и во многом иной, непохожий на нас, способ мышления.


Распространение мегалитов в Европе и на севере Африки на позднем этапе (конец 3 тыс. до н. э.)

Настоящей загадкой для учёных является лежащий к югу от Сицилии остров Мальта. Здесь обнаружены самые древние в мире храмы - следы одной из самых таинственных в истории человечества цивилизаций. Более 5500 лет назад, за тысячу лет до пирамиды Хеопса, здешние островитяне умели возводить и возводили колоссальные постройки, поражающие своими размерами до сих пор.

Храмовый комплекс Таршьен - вершина творчества мальтийских архитекторов каменного века. Это фактически три храма в одном. Перед каждым, кто вступает в третий, последний из храмов Таршьена, вырастает аспида, в которой сохранилась часть статуи Богини. Уцелевшая часть статуи состоит из нижней части плиссированной юбки, из-под которой видны босые ноги Богини. Вся статуя, по оценкам исследователей, достигала около 2,7 м в высоту. Рядом с ней возвышается каменный алтарь, украшенный спиральными орнаментами.

Таким образом, культура мегалитов связана с матриархатом. Дольше всех матриархат продержался на осторове Крит, который связан с пеласгами. Пеласги же - доиндоевропейский народ, населявший Эгеиду до прихода ариев-ахейцев, - были скорее всего одной крови с иберами и этрусками, а также строителями мальтийских мегалитов и балеарских талайотов.

Кстати, о талайотах. Потомки строителей талайотов сохраняли свою этническую обособленность вплоть до первых веков христианства. Их североафриканское происхождение несомненно. Само слово "талайот" имеет в своей основе корень "тала-/атла-". Корень сей напоминает нам об атлантах Платона. Во времена Платона помнили, что влияние "Атлантиды" распространилось на всю Европу к западу от Этрурии (Тиррении), и на Север Африки (Ливию) к западу от Египта - замечательно точная оценка максимальной степени расширения мегалитической культуры! Ну и кроме того ливийские племена Атласских гор долгое время носили имя атлантов - "детей Атласа".

И последнее. Название "амазонки" весьма созвучно самоназванию берберов - "amazigh". Устоявшийся перевод слова "амазонки" как "лишённые груди" (а-мазон) не выдерживает никакой критики. Наиболее здравым аргументом, противоречащим общепризнанности такого перевода в древние времена, является то, что ни на одном из дошедших до нас произведений греческого искусства мы не найдём изображения одногрудой амазонки.

Аполлоний в своей "Аргонавтике" изображает амазонок выполняющими обряд, в точности соответствующий творимому в Пессинунте. Он представляет собой почитание чёрного камня Великой Матери. Мы узнаём из Диодора, что амазонки оказали особую честь Матери богов, посвятив ей остров Самофракия, установив там её алтари и вознеся великолепные жертвоприношения. А Геродот заверял на основе своего опыта как посвящённого, что Самофракийские мистерии имеют пеласгийское происхождение.

Итак, мы ставим знак равенства между амазонки=пеласги=иберы=берберы=строители мегалитов. И все они "вышли" из протоберберов.

Могут возразить, что амазонки на произведениях греческого искусства выглядят белыми, а не краснокожими. Что сказать по этому поводу? Стоит обратить внимание на то, что старинные авторы, описывая африканских амазонок и передавая предания американских индейцев, относили этих воинственных женщин к белой расе. Из этого нередко делался вывод, что и африканские и американские амазонки обязательно являлись выходцами из Европы. Однако полагая, что для подобного мнения существовала реальная основа, можно без труда дать ему другую интерпретацию. На самом деле, светлая кожа в данном случае указывает на высший общественный класс. Как справедливо - хотя и по другому поводу - заметил сэр Ричард Бартон: "Общественное положение связано с различиями в цвете кожи; чем выше сан, тем она светлее... Вожди светлее подданных даже у негров Центральной Африки" (цит. по: Ротери Г. К. Золотой век амазонок. - М., 2004, с. 200). Кстати, в минойском искусстве Крита женщины также изображаются белокожими, а мужчины - краснокожими.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] На период 9–5 тыс. лет назад приходится пик увлажнения в Кашгарии, Джунгарии, Монголии, Забайкалье и Манчжурии, в Передней Азии, Палестине, Сирии и Месопотамии. В аравийской пустыне Руб-Эль-Хали были озёра, а на западе Индии в пустыне Тар количество осадков достигало 600–800 мм в год (ныне 200 мм). На месте Сахары была саванна с богатым растительным и животным миром, а площадь пустыни была исчезающе мала и много меньше нынешней. Северная граница саванны сдвинулась к северу на 500–600 км. На юге Сахары за год выпадало 300–500 мм осадков (ныне 25–30 мм) и было много озер. В Восточной Сахаре по ныне сухим руслам (р. Ноувар) протекали реки, имевшие связь с Нилом. К этому времени относится расцвет неолитической культуры, оставившей наскальную живопись.

С целью расширения земледельческих угодий протоберберы сжигали леса, разводили на пожарищах поля. Из-за примитивного земледелия эти поля быстро теряли продуктивность. Тогда сжигались новые леса. Сокращение площади лесов вело к снижению уровня рек и грунтовых вод.

Крупнейшим экологическим результатом неолитического скотоводства стало возникновение пустыни Сахара. Как показали исследования экспедиций французских археологов под руководством Анри Лота, еще 10 000 лет назад на территории Сахары была саванна, жили бегемоты, жирафы, африканские слоны, страусы. Человек перевыпасом стад крупного рогатого скота и овец превратил саванну в пустыню. Пересохли реки и озера – исчезли бегемоты, исчезла саванна – не стало жирафов, страусов, большинства видов антилоп. Вслед за исчезновением североафриканских саванн исчез и некогда многочисленный здесь крупный рогатый скот.

Опустыниванию способствовало уничтожение кустарников (тамариска, саксаулов) и деревьев (ив, евфратского тополя в пойменных лесах, ливанского кедра в предгорных районах), связанное с перевыпасом и потребностью человека в топливе и строительных материалах. В свою очередь опустынивание способствовало одомашниванию верблюдов (около 3 тыс. лет до н.э.).

В трудах античных авторов содержится большое число данных, свидетельствующих о расширении пустыни за последние два тысячелетия. Для армии Птолемея IV (217 г. до н.э.) отлавливались слоны в ныне пустынных районах Абиссинии, Сомали и Восточном Судане и «элефантофорами», или судами-слоновозами, и доставлялись по морю в Египет. В античные времена лесные слоны, обитающие ныне только в бассейне реки Конго и в лесах Западной Африки, встречались на обширном пространстве от побережья Средиземного моря до мыса Доброй Надежды.

Слоны и львы – частые персонажи мероитского искусства Нубии. Почти определенно можно утверждать, что менее 2000 лет назад их отлавливали и приручали в Мусавварат-эс-Софре, на расстоянии однодневного перехода верблюдов от Нила юго-восточнее Мероэ. Диодор (I в. до н.э.) описывает племя, использовавшее мясо слонов в пищу и обитавшее в районах, поросших густым лесом, вероятно, в верховьях реки Атбары, а Трабон (63 г. до н.э. – 23 г. н.э.) упоминает район охоты на слонов в царстве Птолемеев, неподалеку от современного Акика.

В XIX в. в результате беспорядочной охоты множество дичи, встречавшейся в Сахаре, было истреблено. На обширных площадях были уничтожены антилопы, муфлоны и страусы, редкими стали даже газели. Однако трудно представить, чтобы эти животные выживали сейчас в голой пустыне, которая еще до недавнего времени могла поддерживать их существование. В путевом дневнике Линан-де Бельфона, путешествовавшего по Нилу в 1821–1822 гг., упоминаются лесные массивы на севере Судана и говорится, что в Эд-Деббе, неподалеку от древней Донголы, путешественники слышали львиный рык. В наши дни при удалении от реки этот район Сахары представляет собой почти совершенную пустыню, практически лишенную растительности. Известна масса других примеров, показывающих, насколько оскудела флора и фауна Сахары за недавнее время.

[2] В работе «Расология немецкого народа» Г. Гюнтер так описывает средиземноморцев:
«Западная раса. Признаки: малый рост, длинная голова, узкое лицо, подбородок выступает меньше; узкий нос с высоким основанием, мягкие каштановые или черные волосы, глубоко посаженные темные глаза, коричневатая кожа. Деникер различает две разновидности: иберо-островную и прибрежную или атланто-средиземноморскую. У Серджи эта раса называется также евро-африканской. Английские исследователи раньше называли эту расу иберийской, французские и итальянские – лигурской. Я выбрал название «западная» раса, потому что оно лучше, чем «средиземноморская».





Tags: архаический мир, матриархат, мегалиты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment