Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Водные ордалии и феномен левитации.

Во время "охоты на ведьм" XVI-XVIII веков подозреваемых в ведовстве подвергали испытанию водой (водная ордалия, или Божий суд).

absentis в Купание ведьм пишет: "Христине стали считать, что если испытуемая не тонет, то это Святая Вода не хочет её принимать - значит она ведьма, её надо выловить и сжечь. Если же утонет - значит была не ведьма. Тогда её можно даже выудить, если удастся, и похоронить на церковном кладбище. Для христиан в этом не виделось ничего страшного - в этом мiре всё равно жизни нет, будет ей царствие небесное. Посему добросердечные христиане искренне помогали обвиняемой оправдаться - перед погружением в воду палач крепко связывал руки и ноги обнажённой женщины, обвязывал её тело верёвкой и сталкивал в воду, чтобы было больше шансов утонуть - т.е. оказаться «не ведьмой»."

Удивительно то, что при этом некоторым женщинам каким-то невероятным образом удавалось так облегчить вес своего тела, что они всплывали и лежали на поверхности воды со связанными руками и ногами. И вот как трактовать сей кунстштюк? От Бога он или от дьявола? Ведь и Христос по воде ходил, облегчая Свой вес, и многие святые левитировали, то есть парили в воздухе во время молитвенного экстаза.

  В 1603 году в одной итальянской семье родился слабый, болезненный ребёнок. Его звали Джузеппе Деза. В 17 лет он стал монахом-капуцином, в 22 года попал во францисканский орден. Его монастырь находился близ местечка Копертино. Это был странный монах, впадавший в экстаз от молитвы. Однажды в таком состоянии он оторвался от земли, пролетел по воздуху и приземлился в алтаре монастырского собора. Монахи решили показать это чудо римскому папе Урбану VII. Деза повис в воздухе перед первосвященником, который счёл это божественным даром. Последовали полёты перед монахами и титулованными особами. Посчастливилось наблюдать уникальное явление и философу Готфриду Вильгельму Лейбницу. А 104 года спустя Деза был канонизирован как Иосиф из Копертино. Это, пожалуй, самый известный и задокументированный в истории случай левитации. Были и другие случаи чудесных полётов.

Если проявлением святости считать как раз облегчение веса тела, а не его утяжеление, то инквизиция здорово ошиблась, чуть ли не под корень истребив весь генофонд левитирующих граждан.

Конечно, святость не заключается в одной только левитации. В христианстве левитация - это нечто в роде буддистских Сиддхи. В буддизме не поощряется погоня за Сиддхи, но в то же время сверхъестественные способности не отрицаются; считается, что они - неизбежное явление на духовном пути. В принципе, и православные подвижники о том же говорят: чем сильнее налегаешь на молитву, тем жизнь становится "всё чудесачее и чудесачее": в жизнеописаниях аскетов и мистиков каких только чудес не встречается?! Скажем так: каждому подвижнику просто гарантирована встреча с бесами, рано или поздно, как это изображено на знаменитой иконе "Лествица райская".

ЛествицаМногие святые сталкивались с бесовскими искушениями не раз и не два в жизни, многие оступались и падали с Лествицы, поднимались и снова начинали восхождение к Богу. Так ведь, чисто формально, за "связи" с бесами и Самого Иисуса Христа можно осудить. Ведь Иисус много занимался с бесноватыми, и поговаривали даже, будто Он и Сам - бесноватый.

Так что тут дело очень деликатное: чтобы судить о духе, надо самому быть духовным. Много ли было духовных людей среди тех, кто устроил "охоту на ведьм"? Вопрос, конечно, риторический. Такие люди, как св. Франциск Ассизский или св. Тереза Авильская за ведьмами не гоняются.

Тут дело было не столько духовное, сколько политическое. "Охота на ведьм" в Священной Римской империи была сродни репрессиям против "черносотенного мракобесия" и "врагов народа" в сталинском СССР. Новая советская бюрократия, чтобы вышибить руководящие кресла из-под старых большевиков-революционеров, "шила" им обвинения в "троцкизме", "уклонизме" (правом и левом), оппортунизме. На допросах "выбивали" нужные "показания", и отвравляли "товарищей" по этапу в Сибирь на лесозаготовку. А сами занимали их кресла. Примерно то же было и в XVII веке в германских княжествах. Самый пик "охоты на ведьм" пришёлся на   период жесточайшей религиозной войны (Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.) между протестантами и католиками. Это было время страха и ужаса. И в этих условиях, понятное дело, обе стороны старались очистить свою территорию от всякого рода неблагонадёжных элементов. Сталин накануне войны депортировал всех подозрительных лиц с приграничных территорий в глубь Сибири. Ну а протестанты очищали свои территории от "ведьм", то есть от католиков. В Шотландии, отравленной протестантским ядом Кальвина и Нокса, огонь и верёвка не знали отдыха. Зато в католической Ирландии, за редчайшими исключениями, практически не было преследования ведьм; в XVII веке было всего несколько судебных процессов, все из которых были инспирированы протестантами. В Англии же расцвет гонений пришёлся на первую половину XVII века, то есть на время Тридцатилетней войны и кануна буржуазной революции 1640 года. Война забирала жизни мужей, после чего их жёны становились наследницами движимого и недвижимого имущества. Как "отжать" это имущество у беззащитной вдовы? Очень просто: обвинить её в колдовстве. Притом, наряду с религиозной войной протестантов с католиками это было ещё время борьбы нарождающейся национальной буржуазии с католической Церковью и имперскими структурами: новый торгашеский дух добивал последних рыцарей Средневековья. Так что противостояние в Европе было многосторонним, многоуровневым, и каждая сторона старалась очернить своих противников, обвиняя их в ведовстве. Ныне тоже демонизируют оппонентов, только вместо ведовства обвиняют друг друга в фашизме.

В период сталинских репрессий были, конечно, и шпионы иностранных разведок, и завербованные ими агенты, но их соотношение к числу репрессированных было, может быть, 1:1000. Я думаю, что примерно такое же соотношение ведьм и обычных женщин было среди сожжённых на кострах. В Эльзасе в 1620 году было сожжено 800 "ведьм". Это абсурд и маразм; столько ведьм и во всей тогдашней Европе не было.

Ведьмы, конечно, имели место быть, но вряд ли они летали на мётлах у всех на виду. С другой стороны, в любом обществе всегда имелись люди "не от мира сего", со странностями в поведении. Вот их-то и могли "привлечь" к инквизиционному трибуналу. Ныне такие люди, как правило, оказываются за решёткой психиатрических "лечебниц". Психиатрическая практика, перенявшая много методов инквизиции, также подметила немало интересного за своими пациентами. Немецкий психиатр Ю. Кернер с ноября 1826 года по май 1829 года наблюдал пациентку Фредерику Гоффе. "Когда её усаживали в ванную, руки, ноги, туловище тотчас всплывали на поверхность воды. Санитары, ухаживающие за пациенткой, употребляли все усилия, чтобы удерживать тело под водой, но никогда не могли этого добиться" (цит. по: Белов А. Антропологический детектив. - М., 2002, с. 434). Вот вам и "ведьма"! Французский психиатр П. Рише писал об удивительной болезни Елизаветы Дельвинь. Когда у неё случался приступ, как думали, эпилепсии, её тело настолько облегчалось, что его можно было поднять словно пёрышко. Вот ещё одна "ведьма"! Известный русский психиатр П. И. Ковалевский констатировал у эпилептиков во время приступа падение веса тела до 13 кг. За эпилептиками установить круглосуточное наблюдение; поступила информация, что они по ночам летают на Лысую гору целовать Люцифера под хвост.

Мы сегодня слишком мало знаем о человеке. Феномен левитации ныне столь же непонятен, как и в XVII веке. Левитация бывает у медиумов во время спиритических сеансов, у шаманов во время камлания, в состоянии мистического экстаза и транса, в магии, колдовстве, при явлении призраков и одержимости нечистым духом. В 1906 году одержимая дьяволом Клара Германа Селе, 16-летняя школьница из Южной Африки, поднималась в воздух до пяти футов иногда в вертикальном, а иногда в горизонтальном положении. Едва только её обрызгивали святой водой, она тут же падала. Левитация также бывает у христианских мистиков и буддистских монахов.

Левитация относится к сверхъестественным способностям человека ("сиддхи"). Эти способности, судя по всему, нейтральны в плане человеческой оценки и могут появляться у "недостойных" людей, - с нашей субъективной точки зрения. Но с космической, или Божественной точки зрения всё может быть совсем наоборот.

 
Tags: Новое время, очевидное - невероятное
Subscribe

  • На задворках мироздания.

    Поутру всегда приходят на ум интересные мысли. Как известно, львиная доля вселенной состоит из "тёмной" материи и "тёмной"…

  • О долге.

    "Краеугольным камнем" китайской конфуцианской этики является долг. В энциклопедии можно прочитать: " И (кит., буквально –…

  • Логос Сперматикос.

    Мирча Элиаде в своей четырёхтомной монографии "История веры и религиозных идей" сообщает, что древние греки помещали душу — а позднее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments