Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

"Дать дуба"

Час придёт ― и вот он сляжет.
И помрёт. Ну что ж! Устал.
И, наверно, кто-то скажет:
― Дед Данила дуба дал
(Александр Твардовский, «Дед Данила в лес идет», 1939 г.).

"Дать дуба" значит умереть. Но при чём тут дуб?

Оказывается, в языческой древности ещё при жизни или при рождении за человеком закрепляли дуб в священной роще. То есть "давали дуба" в смысле предназначения его для будущего захоронения.

Эту древнюю народную традицию сохранили староверы. Они выдалбливали домовину из цельного ствола-колоды. Дубовый гроб всегда был знаком особой почести умершему. Хотя материал не самый удачный: твёрдый, сучковатый...

"И ничего тебе не угрожает,
только когда ты в ДУБОВОМ гробу"
(Владимир Высоцкий, "Весёлая покойницкая").


Царь Петр I, одновременно с вводом налога на бороду, в январе 1705 года ввёл налог на дубовые гробы-колоды, в которых хоронили издревле. Вышел указ "О неделании дубовых гробов". Синод разослал строгое предписание, чтобы "нигде никого в дубовых гробах не погребали", так как гробы долбили из целого дуба. Пётр сначала обложил долблённые гробы большой пошлиной, а потом и вовсе запретил их изготовление. Вообще правление Петрушки-антихриста можно выразить словами Максимилиана Волошина:

"Расплясались, разгулялись бесы
По России вдоль и поперёк.
Рвёт и крутит снежные завесы
Выстуженный северо-восток...
Войте, вейте, снежные стихии,
Заметая древние гроба:
В этом ветре вся судьба России -
Страшная безумная судьба."


Под этот запрет часто подводят экономические основания: мол, дуб имел стратегическое значение, из дуба Пётр строил корабли. Строительство только одного фрегата потребляло более трёх тысяч отборных деревьев, а при Петре было построено более тысячи боевых кораблей (и все они сгнили после его смерти). Однако корабли строятся не из одного только дуба: тут потребны и сосна, и ель, и кедр, и липа.

Я думаю, что экономические причины были всё же второстепенными.
Ведь запрещали не материал, а технологию: долблёные (а не дощатые) дубы-колоды. Немного погодя было запрещено и делание "долблённых сосновых гробов", - их теперь можно было изготавливать "токмо из досок".Очевидно, что долблёная колода - самая древняя технология, самая традиционная. Пётр же, одержимый духом модернизма, органически не выносил никаких древних традиций. Кстати, тогда же запретили домовины намогильные, поклонные кресты на дорогах...

И теперь мы подошли к самому главному. Гроб-домовина, выдолбленный из цельного ствола дуба, напоминает лодку-долблёнку, каноэ.


Домовина

Если же мы накроем эту нижнюю половинку домовины такой же крышкой сверху и распилим поперёк посредине, то распиленная половина будет выглядеть как ступа Бабы Яги.

Ступа Бабы Яги

В обоих случаях - и как чёлн, и как ступа - гроб-домовина из колоды является средством передвижения. Где-то на границе двух миров - посюстороннего и потустороннего - стоит Мировое Дерево.

"У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом..." (А. С. Пушкин).

Картина мира древних славян содержала представление о том, что где-то на самой северной окраине земли - "у Лукоморья" - возвышается гигантское Дерево, крона которого упирается в небеса, а корни
(у которых течёт священный источник) достигают преисподней.  В заговорах Мировое Дерево помещается на острове Буяне посреди океана, где на камне Алатыре стоит «булатный дуб». В "Белой Богине" Грейвс замечает, что Таро состоит из 22 букв полного алфавита древних кельтов и что повешенный Человек ассоциируется с седьмой буквой D - "Duir", которая представляет дуб. Слово "дуб" во многих европейских языках означает также "дверь".

Итак, что мы имеем? Являясь вертикальной осью Мира, Мировое Дерево связывает мир людей с "верхним" (ангельским) и "нижним" (демоническим) мирами. Дерево, соединяющее три уровня мироздания, во многих языках сибирских народов называется "дорогой", по которой душа шамана восходит к Небу или опускается в Преисподнюю. У славян Мировое Древо представляется дубом, а дуб является "дверью" в потусторонний мир.
(Дуб, кроме всего прочего - священное дерево Перуна, именно поэтому до сих пор по дереву стучат на всякий случай - Перуна на помощь зовут...) Мировое Дерево находится на острове Буяне посреди океана, и до него надо ещё добраться. "Средством передвижения" покойника до "двери" в потусторонний мир является гроб-чёлн (типа лодки Харона). В этом смысле ближайшим эквивалентом фразеологизма "дать дуба" является "дать стрекоча" или "дать тягу". Душа - субстанция подвижная, как ртуть. От страха душа в пятки может уходить. При смерти душа с телом расстаётся и отправляется к дубу. Умереть значит "дать тягу к дубу" или - короче - "дать дуба".
Tags: Пётр Первый, Традиция, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments