Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Свинья в матриархате (3)

Теперь рассмотрим вопрос "нечистивости" [1] свиньи.

Ещё Геродот писал, что свинья в Египте считалась нечистым животным, ассоциировалась с Сетом. Вопрос только в том, когда свинья стала считаться нечистым животным? Понятно, что не в прединастическом, а в позднем периоде. Скорее всего, это произошло после вторжения в Египет гиксов (гиксосов) в середине XVII века до Р. Х. Гиксы были семитскими кочевыми пастушескими племенами (основу гиксов составляли амореи). Тогда же египетский Сет был отождествлён с семитским Баалом и стал "злым" богом. По всей видимости, тогда же и свинья стала "нечистым" животным. Свинопасы превратились в касту отверженых, их не пускали в храмы. Свинину никогда не подносили мёртвым. В то же время, по сообщению Геродота, раз в год, в полнолуние, свинью приносили в жертву и ели жертвенное мясо.

На
одном англоязычном сайте сказано, что свиней пасли, растили и употребляли в пищу по всему Египту от прединастического периода до позднего периода, вплоть до греко-римских времён (Pigs were herded, raised, and occasionally eaten, throughout Egypt from the Predynastic period into the Late Period and Graeco-Roman times). Самые древние остатки свиней, известные на сей день, происходят из прединастического поселения в районе Бени Салама в западной Дельте, возраст которых датируется 5000 лет до Р. Х. Остатки свиней были найдены в Египте в таких местах, как Иераконполис, Маади, Абидос и Армант, возле погребений, принадлежащих самым беднейшим классам общества, а это указывает на то, что свинина была элементом их питания, по крайней мере в прединастическом периоде. Кости крупного рогатого скота были обнаружены в погребениях, принадлежащих элитарным классам (The oldest domestic pig remains presently known in Egypt come from the large Predynastic settlement site of Merimda Beni Salama in the western Delta, dated to the fifth millennium BCE. Pig remains have been found throughout Egypt at sites such as Hierakonpolis, Maadi, Abydos, and Armant, near graves belonging to the poorer classes, indicating that pork was an element in their diet, at least at the Predynastic period. Cattle bones were found in graves belonging to more elite burials).

Кости свиней, обнаруженные рядом с могилами, могли быть остатками традиционных поминок (тризны). Вполне возможно, что по такому случаю приносили в жертву свинью и ели жертвенное мясо. Однако это совсем не значит, что древние египтяне резали и ели свиней, когда им вздумается. Видимо, употребление свинины было как-то регламентировано: при одних обстоятельствах её можно было есть, при других - нельзя. Возможно также, что перед употреблением свинины нужно было пройти некие (очистительные) ритуалы. Понятное дело, что элитарные классы не желали "заморачиваться" всеми этими древними обрядами (как наш Пётр Первый), и поэтому отказались от употребления свинины вообще, заменив её говядиной. Свинья была священным животным, и её "просто так" взять и скушать нельзя было.

Джеймс Фрэзер в своей "Золотой ветви" пишет:

"В пользу того, что в Египте свинья была священным животным, говорят те самые факты, которые в глазах современных людей, казалось бы, доказывают противоположное. Например, египтяне ... придерживались мнения, что молоко свиньи является причиной заболевания проказой. Между тем первобытные народы придерживаются точно таких же взглядов относительно самых священных животных и растений. Население острова Ветар, расположенного между Новой Гвинеей и Целебесом, считает себя потомками диких свиней, змей, крокодилов, черепах, собак и угрей. Островитянам запрещается употреблять в пищу животных, от которых они ведут свое происхождение. В противном случае человек заболеет проказой или сойдет с ума. Североамериканские индейцы племени омаха, чьим тотемом является лось, считают, что стоит им попробовать мясо лося-самца, как их тело покроется белыми пятнами и волдырями. Индейцам того же племени, имеющим своим тотемом красный маис, кажется, что если они употребят это растение в пищу, то их ротовая полость покроется язвами. Лесные негры Суринама, разделенные на тотемные кланы, верят, что съесть мясо capiaï (местная разновидность свиньи) — значит заболеть проказой. Это животное, скорее всего, является одним из тамошних тотемов. В древности сирийцы почитали рыб священными; считалось, что на коже людей, отведавших рыбное блюдо, вздуются язвы, а их ноги и живот распухнут. Живущие в Ориссе чáсы уверены, что клан человека, причинившего вред тотемному животному, вымрет, а самому человеку не миновать проказы.В пользу святости свиньи говорит также правило, предписывавшее омывать свое тело и одежду после прикосновения к свинье. Дело в том, что у многих народов след соприкосновения со священным предметом необходимо было смыть или устранить каким-либо другим путем, прежде чем человек, прикоснувшийся к нему, получал разрешение общаться со своими товарищами. Так, у иудеев после чтения священного писания полагалось вымыть руки. До того как выйти из скинии после принесения искупительной жертвы, иудейский первосвященник был обязан омыться и снять с себя одежды, которые были на нем зо время пребывания внутри святыни. По предписанию греческого ритуала, эллин, принося искупительную жертву, не должен был к ней прикасаться, а после совершения жертвоприношения, прежде чем войти в город и в собственный дом, обязан был омыть свое тело и одежду в реке или в источнике".

Евреи, одно время жившие в Египте, сильно рассорились с египтянами и совершили "исход" из страны в Палестину. В Синайской пустыне Моисей дал евреям закон, в котором, среди прочего, запрещалось употребление в пищу свинины. Запрет основывается на странных словах из Второзакония, глава 14, стих 8: "...и свиньи, потому что копыта у ней раздвоены, но не жует жвачки, нечиста она для вас, не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь". Согласно Второзаконию, заяц является в такой же степени нечестивым, как и свинья. Напомню, что Бог завещал иудеям есть только тех животных, у которых раздваиваются копыта и которые жуют жвачку. Идеальным примером является корова: у нее раздвоены копыта и она жует жвачку. У свиньи копыта раздвоены, но она не жует жвачку, а у зайца наоборот: копытца не раздвоены, но он жует жвачку. Поэтому оба они попадают под категорию нечестивых животных. Однако тогда возникает вопрос: а почему была выбрана такая категория для чистых животных - раздвоенные копыта и жевание жвачки - так, что нарушение хотя бы одного из пунктов автоматом влечет за собой нечестивость животного? Ответа на этот вопрос Тора не даёт...

Продолжение см.
Свинья в матриархате (4)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Тут я попытался совместить в одном слове понятия "чести" и "чистоты".


Tags: Египет, матриархат
Subscribe

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Из тени в свет перелетая...

    Очень символичная картинка ( Источник). Навевает размышления о Вселенной, в которой мы живём... Да, если Вселенная, так сказать, одинока во…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments