Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Миф людоедства

По позсказке уважаемого hyperboreus прочитал интересную статью о каннибализме. Выложу здесь резюме.

Людоед — нелюдь, и само его существование, вынесенное на границу социального общежития, символично, представая пограничным к человеческому сознанию и социальному порядку.


Изображая людоедство как примету действительности (мифологической или исторической), противостоящей человеческому общежитию и благоволящим к людям богам, античные авторы упоминают о каннибализме, чтобы лишний раз подчеркнуть превосходство своей собственной культуры над культурой чужаков.

В соответствии с подобной логикой, дикарь уже не просто может быть каннибалом, но до известной степени он им должен быть — в противном случае он не был бы дикарем. В нашумевшей в свое время книге Вильяма Аренса «Миф людоедства» (1979) свидетельства о людоедстве рассматриваются как следствие подобной аксиологии по преимуществу. Обвинения в каннибализме, по Аренсу, подобны обвинениям в колдовстве и ритуальном убийстве детей, составляя необходимый элемент представлений цивилизованного человека о мире нецивилизованном, христианина о язычестве. Фактически же — как действительная практика — людоедство в большей степени придумано, чем действительно засвидетельствовано.

Средневековые карты заочно именуют неизведанные земли как земли людоедов. Людоедство обнаруживается или, точнее, предполагается там, где важно провести демаркационную линию: своё — иное, законное — беззаконное, правоверное — еретическое. В «Откровении» Мефодия Патарского (V—VIII в.) содержится замечательный рассказ о походе Александра Македонского до земли, где обитают людоеды. Устрашённый Александр молится Господу и с его помощью запирает людоедов в северных горах. Далее следует эсхатологическое видение времен, когда заключённые людоеды выйдут из своего плена и двинутся на юг. Предводительствуют людоедами языческие цари, в частности упоминаемые в Библии Гог и Магог. Их облик чудовищен: одни из них имеют пёсьи головы, другие крылаты и звероподобны. «При виде их придут в смущение люди и начнут они бегать и укрываться в горах и в пещерах. И в гробах умирать начнут от страха [при виде] их. И будет некому хоронить их грешные тела. Ибо люди, шедшие с севера, есть начнут плоть человеческую и кровь [людей] пить как воду. И все есть начнут нечистых и гнусных змей и скорпионов и других гадов, и зверей всяких, и мертвечину всякую».

В «Хронографе» Георгия Амартола (XI в.) и, в частности, цитирующей его «Повести временных лет» людоеды упоминаются среди язычников, не знающих христианских заповедей и Божьей благодати.

В Европе и США актуальность темы каннибализма совпала с расцветом эзотерических — неоязыческих и сатанинских — движений в 20—30-е годы и достигла нового пика в 70—80-е годы в атмосфере очередного бума, возникшего вокруг темы сатанизма. Вослед средневековой традиции, живописавшей шабаши ведьм и евреев-кровопийц, современные слуги дьявола также изображаются вампирами и людоедами. Так, например, в столь важной для американской культуры «Книге Мормона» приводится описание зверств, учиненных враждующими Ламанийцами и Нефийцамн. Ламанийцы кормят пленных «женщин телом их мужей, а детей — телом их отцов» (Мороний 9: 8). Однако, «несмотря на это ужасное зверство Ламанийцсв, оно не превышает того, что происходит» среди Нефийцев. Нефийцы сами пожирают тела пленных «как дикие звери, потому что они окаменели сердцем; и они это делают в знак смелости» (Мороний 9: 9, 10) . Представление о сатанизме привычно формируется «методом от противного»: то, что считается преступным для христианина и просто обывателя, инкриминируется неоязычникам н сатанистам. Они убивают, насилуют, измываются над детьми и едят чсловечииу . Социологи оспаривают мнение о соответствии данных представлений реальному положению дел, но признают распространенность самих этих представлений . Не исключено во всяком случае, что реальность, дающая повод для вымысла, может определяться самим эти вымыслом. Филипс Стевенс в статье, посвященной сатанинскому фольклору и призывающей фольклористов обратить внимание на это явление, рассказывает о демонстрировавшейся на полицейском семинаре в июне 1986 года видеозаписи фрагмента ритуала «гулиш» (в Калифорнии), включавшего документальную сцену каннибализма. Участники ритуала взрезают в данном случае тело умершего (или убитого?) человека и затем в исступлении поедают куски сердца и печени . Аналогичные сцены приводит Жан-Поль Бурре в описании литургии сектантов-«люциферинов». Существенна роль сатанинских и, в частности, каннибалических атрибутов в музыкальной субкультуре, особенно среди адептов стилей trash metal и death metal. Известный пример — группа «Cannibal Corpse», не толькообязанная теме каннибализма своим названием, но и муссирующая эту тему но преимуществу.

В общем, старая, как мир, уловка: сначала демонизируют человека или народ, "навешивая" ему каннибализм, а затем расправляются с этим человеком или народом; "замочить" каннибала - это ж святое дело!

Конечно, глупо было бы отрицать реальные случаи каннибализма, но 90% из них, я думаю, связаны с психическими и сексуальными извращениями отдельных выродков (они могут быть и среди язычников, и среди христиан, и среди атеистов, и среди сатанистов). Вряд ли когда-либо где-либо на Земле было такое племя или народ, все члены которого питались "человечиной". Добыть "человечину" гораздо труднее и рискованнее для жизни, чем, например, лося или быка. Охотников ходить за "человечиной" в соседние племена быстро бы отвадили от такого занятия. Там же ведь и вооружённые мужчины имеются. Ещё 10% случаев каннибализма приходятся, на мой взгляд, на всякого рода экстремальные ситуации типа страшного голода, когда некоторые люди сходят с ума и доходят до людоедства.

В религии же каннибализм не встречается ни в одном ритуале, ни в одном обряде. Байки про то, что якобы дикари съедают сердце своего врага, чтобы самому быть таким же храбрым, пусть останутся на совести тех, кто их придумал.

Tags: этнография
Subscribe

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • "Перманентная революция".

    Сильвия Федеричи в своей монографии "Калибан и ведьма" говорит, ссылаясь на Кристофера Дайера, что вызванный эпидемией чумы ( Чёрная смерть…

  • Первые государства "выросли" на зерновых культурах.

    Джеймс Скотт, профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета, говорит, что "…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments