Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Род и Рожаницы, лары и домовые.

nethermit в Род и Рожаницы пишет:

Широко распространено в новоязычестве заблуждение о Роде как о Едином Боге, что по сути есть - альтернативное Христианство, где вместо Бога Отца стоит Род со всеми вытекающими последствиями. А все из-за шаблонного мышления и маленькой неточности.

Что ж предложу некоторые свои рассуждения опирающиеся на труды Л.С.Клейна, В.Й.Мансика и отчасти на труды Б.Н.Рыбакова и Е.В.Аничкова.

Так вот ссылаясь на Л.С.Клейна , В.Й.Мансика - Род и Рожаницы относились к культу почитания предков. В поучениях против язычества пишут, что ставили ВТОРУЮ трапезу Роду и Роженицам. Так вот Род и Рожаницы это отражение культа предков и одновременно родоначальников и покровителей рода и РОДИТЕЛЕЙ.

И этот обычай - второй трапезы Роду и Рожаницам мы соблюдаем и до сих пор, на день рождения поднимая ВТОРОЙ бокал за РОДителей, живых или почивших.

                                                                                                       ***  

Скорее всего, славянские род и рожаницы соответствуют древнеримским ларам. (Их функции часто перекрывались и сливались с функциями Пенатов.) К ним обращались за помощью в связи с родами, бракосочетанием. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним и компитальным ларам (покровителям соседской общины и добрососедских отношений). Считалось, что это обожествлённые души предков, покровительствующие своему дому, своей семье. Это были души умерших родных, охранявшие живых членов семьи.

В качестве духов предков лары более всего подходят под определение домовых духов, "домовых".


Лар (I век, хранится в Национальном археологическом музее, Мадрид)

Википедия сообщает, что
изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах. Но и те, которые прикасаются руками к домовым, говорят, что они на ощупь "лохматые". Интересно также отметить, что в честь соседских ларов на перекрёстках строили особые святилища, к которым подвешивали кукол и шары из шерсти. Куклы символизировали хозяев домов по соседству, а шары — их рабов.

Их изображения стояли в каждом доме у очага.

лары

Но и "место жительства" домового - за печкой или под печкой. С домовыми ларов роднит и привязанность к месту. Если люди уезжали навсегда, Лары не следовали за ними, оставаясь на привычном месте.

Кроме того, ларами называли прародителей, родоначальников. Так ларом Лавиния, города южнее Рима, считался легендарный Эней, который основал этот город и назвал в честь своей жены. В качестве лара Рима почиталась Акка Ларентия, кормилица Ромула и Рема. В её честь в апреле праздновался праздник Ларенты.

Изображения ларов люди хранили в специальных шкафчиках — ларцах (ларариях). Каждый раз, когда в доме что-нибудь праздновали, дверцы ларца раскрывали, приглашая «домовят» принять участие в общем веселье. Кстати, тут вспоминаются "двое из ларца, одинаковых с лица" из мультика "Вовка в Тридевятом царстве".

двое из ларца

И ещё пара изображений древнеримских ларов:

ларарий


Римские лары, фреска из Помпей, I в. н. э.  Мифы народов мира, т. 2. М., 1992
Римские лары, фреска из Помпей, I в. н. э. // Мифы народов мира, т. 2. М., 1992

Tags: неоязычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments