Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Экспансия норманнов (2).

За два века до экспансии норманнов воинственные арабы взяли христианский мир в гигантские клещи: левый фланг армады устремился через Пиренеи, правый - через Кавказ.

Арабская экспансия

Теперь, в век викингов, история сотворила нечто вроде зеркального отражения давних процессов. Пассионарный взрыв, двинувший мусульман в завоевательные походы, произошёл на крайнем Юге известного тогда мира, в Аравийской пустыне. Викинги устремились в свои набеги с крайнего Севера, из Скандинавии. Арабы продвигались на север по суше на лошадях, скандинавы плыли на юг по морям и рекам на своих ладьях. Ни в том, ни в другом случае историкам не удаётся предоставить убедительные объяснения экономических, экологических или идеологических причин, буквально в мановение ока превративших до того спокойные регионы - Аравию и Скандинавию - в вулканы бьющей через край жизненной энергии и бесстрашия. Силы обоих извержений хватило всего на два века, однако этого оказалось достаточно, чтобы навсегда оставить след в судьбах мира.

Тут интересно сопоставить поэтическое вдохновение с воинским воодушевлением. Дело в том, что с движением викингов связано возникновение поэзии скальдов [1] поэзии около 800 года н. э. И в арабском мире перед проповедью Мухаммеда появилась целая плеяда талантливых поэтов. Если принять во внимание тот факт, что поэт в состоянии вдохновения выполняет роль медиума, "передатчика" духовныхх влияний, то можно представить их творчество в виде бродильных дрожжей, вызывающих бурную реакцию в замкнутом социуме (скандинавы и арабы жили изолированно, на полуостровах).

Источник духовных влияний на викингов известен - это бог Один. Этимология слова "Один" (или "Водан") происходит от санскритского корня vudh, что значит "бодрствовать", "сознавать", "узнавать", "знать". Санскритское vudhna и германское Wuodan означают таким образом возбудитель, пронизывающий как физический, так и духовный миры. Корень слова Wuodan тот же, что и у слова Wut, которое означает "неистовство, исступление, одержимость". Оно наводит на мысль о том самом "зверином" трансе, в который, согласно Геродоту, впадали скифы, накурившиеся конопли. В этом смысле очень верно подметил Адам Бременский: "Вотан сиречь бешенство".

Норманны считали храбрыми из храбрых так называемых берсеркеров. Berserkr - это "медвежья шкура", "некто в медвежьей шкуре, перевоплотившийся в медведя". Именно - в медведя, а не просто в его шкуру. Иными словами, воин, "вопрощённый в медведе", - одержимый медведем (вернее, духом медведя), если угодно, медведь с человеческим лицом. Самое имя этих воинов свидетельствует, что они выходили на бой в одной рубашке или даже без неё, вообще без каких-либо оборонительных доспехов.Многие из них делали это не из молодецкой удали, а под влиянием какого-то наваждения или бешенства. Берсеркры, пока могли устоять на ногах, не прикрывали себя щитом, сбрасывали с себя латы и падали наземь лишь от смертельной усталости, а не от ран. Падали, испепелённые жаром собственного неистовства.

У одного викинга было 12 сыновей-берсеркеров. Они ходили всегда на одной ладье и никого постороннего к себе не пускали. Они знали за собой бешенство и чувствовали приближение очередного приступа одержимости. Если не предстояло сражения или грабежа, то они высаживались на берег и там бросались с мечом на деревья - иначе в припадке безумия перебили бы самих себя, будучи не в силах противостоять распирающему их жару. Надо ли говорить, какой ужас навевали берсеркеры на противника одним только своим видом. Иногда бывало так, что от их рёва перед началом битвы в панике разбегались целые полки христианских воинов.

Неприязненное перо Аммиана Марцеллина рисует варвара в ужасном облике кентавра. Да, кентавра! Но Аммиан даже не подозревает, сколь точно бьют в цель его наблюдения удивительного сочетания божественного и звериного в германцах. Речь идёт о превращении (если не бувальном, то психоповеденческом) воина в дикого зверя. Так что предания о "волколаках", "урсогомах", "ликантропах" и других "оборотнях" при сравнении с достоверными свидетельствамиблагодаря берсеркрам выглядят вполне правдоподобными. Саги постоянно напоминают, что в человеке под спудом скрывается вторая, "звериная" природа, своего рода "лесная" душа; зверство лежит под порогом человеческого в человеке. Глубоко в историю уходит обычай присваивать имена диких животных тем или иным армейским подразделениям. Волки, медведи, львы, столь характерные для средневековой рыцарской геральдики, оказывается, не были безобидным украшательством. В них проглядывался древний ужасный смысл. Они символизировали тех, кто когда-то были человеко-зверями. У "приговорённых" быть медведями человеческий разум вытеснялся накатывающими волнами "звериной" природы, и они вынуждены были совершать жестокие поступки, не в силах противостоять своей "медвежьей" душе.

Вот с такими монстрами "водились" отцы-основатели Русского государства - Рюрик, Олег, Игорь. Вот с такими "зомби" пришлось столкнуться средневековой христианской культуре. Но во второй половине X века в Европе, словно по мановению волшебной палочки, прекратили свирепствовать варварские бури. Норманны, перейдя к осёдлому образу жизни, очень быстро усвоили обычаи, политическую и экономическую жизнь, языки завоёванных народов. Мусульманское давление в Средиземноморье и в Испании ослабевало, тогда как тысячи признаков указывали на готовившееся исподволь контрнаступление христиан. Венгры, понеся поражение от Оттона I, отступили за Дунай. Однако по-прежнему христианский мир потрясали беспорядки, феодальная анархия и внутренние раздоры. Тяжеловооружённые воины, оплот Церкви и обездоленных масс в борьбе с варварами, постепенно сами превратились в "бич Божий", неконтролируемую силу, которую следовало бы снова христианизировать. 


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Скальд - это человек, обладающий даром слагать песни; но поэтическое творчество не было его основным занятием и поэтому скальдом мог быть кто угодно - король, рыбак, крестьянин, воин.



Tags: средневековье
Subscribe

  • Рюрик, подельник Батыя.

    1203 - "Взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею. И створися велико зло в Русстеи земли, якого же зла не было от крещенья…

  • Мечты и реальность.

    С утра услышал по радио слова из песни: "Зачеркнуть бы всю жизнь, Да с начала начать..." И подумалось мне, а как это было бы на самом…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments