Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Розанов как образец русской интеллигенции.

Розанов В. В.

Розанов Василий Васильевич. Любимый писатель. Учитель. И пример абсолютно свободного, "незавербованного" человека, который ищет вечную Истину, а не работает в интересах какой-нибудь сиюминутной "партии". Его "партия" - "партия" Правды, и он - её служитель. В своих писаниях он всегда предельно откровенен, иногда даже до неприличия, - но это опять же из-за любви к Правде. "Ничего не утаю", - этот лозунг как нельзя лучше характеризует Розанова.

Такие юродивые "правдолюбцы" неприменимы к существующим стандартам, на них плюют, их выгоняют, и вообще они не нужны "обществу". В 1914 году все издательства, которые, как оказалось, – были уже исключительно в руках “прогрессивных” людей, – объявили Розанову бойкот и перестали его издавать. В 1916 году Розанов зло констатировал: “умри с голоду, если не социалист”. Розанов и умер от голода зимой 1919 года. Новой власти такие люди были не нужны. Какая судьба ожидала этих людей, хорошо видно хотя бы на примере Марии Александровны Гартнунг - дочери Пушкина. Едва живая от голода старушка несколько раз приходила на приём к Луначарскому, тот обещал "рассмотреть вопрос", и она снова и снова являлась к этому "вершителю великих дел". Луначарский даже созывал своих людей посмотреть на "настоящую живую дочку Пушкина", но никакой помощи не оказал. Мария Александровна умерла от голода в 1921 году.

Розанов не приспосабливался к тому, что в данный момент выгодно. Напротив, он поступал - как невыгодно. И всегда оказывался в числе тех, кого бьют и кого выгоняют. И эта категория людей - кого бьют и кого выгоняют - больше всего ему нравилась, как люди родственные ему по духу и по стилю. "... Я понял, где оппозиция; что значит быть "с униженными и оскорблёнными", что значит быть с "бедными людьми" [1]. Я понял, где корыто и где свиньи, и где терновый венец, и гвозди, и мука..."

С той же чертой связано его влечение ко всему маленькому и униженному. Быть великим - некрасиво, быть великим - стыдно. У Розанова мы даже наблюдаем чувство тоски по унижению. Потому что в униженности расцветает душевность; в унижении человек живёт не внешней, а именно внутренней жизнью.

Розанов много критиковал Церковь, но странное дело: чем больше он ругал Церковь, тем сильнее он её любил. И эта любовь просвечивает сквозь ругань.

"Черви изгрызгли всё, - и мрамор, когда-то белый, жёлт теперь, как вынутая из могилы кость. И тернии и сор и плевелы везде.
- Что это, Парфенон?
... нет, это Церковь.
... это наш старый запивающий батюшка. И оловянное блюдо с копеечками".

После смерти Розанова Голербах  написал письмо дочери Розанова, чтобы она рассказала о последних днях её отца, и она ответила подробно:

Два месяца он болел параличом. У него не действовала левая часть тела. Надо было усиленное питание, но его не было, достать было не возможно… последние дни, я 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребёнка…

Страшная перемена произошла в нём, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная… Вся смерть его и его предсмертные дни была одна Осанна Христу. “Обнимайтесь вы все… Целуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскрес!”. Он четыре раза по собственному желанию причастился, один раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время неё он скончался… Без всяких мучений”.

В последний путь Розанова провожал священник П. Флоренский.

Голлербах рассказывал, что через четыре года после смерти Розанова, т. е. – в 1923 г, он бегал по различным редакциям и просил напечатать какие-то произведения Розанова, но все отказали – боялись комиссаров. А комиссары ненавидели и мёртвого Розанова, и память о нём хотели стереть навсегда – даже могилу Розанова уничтожили.

В 1923 году кладбище в Черниговском монастыре было срыто, и, несмотря на официальную охранительную бумагу от Реставрационных мастерских в Москве, – могилы К. Леонтьева и В. Розанова уничтожены. Чёрный гранитный памятник Леонтьеву разбит в куски, а крест на могиле Розанова – сожжён”, – отметил в своём исследовании Александр Николюкин.

Предсмертный завет Розанова, завет всем русским писателям (и блогерам) - как можно больше стараться давать тепла и тем самым отсрочить надвигающийся мировой холод.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Бедные люди" и "Униженные и оскорблённые" - два романа раннего Достоевского.
Tags: интересные люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Докинз бредит.

    Этот бред сивой кобылы ещё похлеще будет, нежели россказни Дробышевского о том, что " ЧЕЛОВЕК ЭТО И ЕСТЬ 🐵 ОБЕЗЬЯНА". Здесь проводится…

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Записи за первую половину февраля.

    О воспитании детей в Африке. Негосударственные деньги Африки. О женском обрезании. Африканское традиционное воспитание детей. «Женитьба на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments