Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Симон Маг

Многое из сказанного Божественным Учителем осталось непонятым, многие слова Его, преданные забвению, даже бесследно затерялись. Не прошло и десятилетия со времени Его отшествия из сего скорбного мира, как ближайшие ученики Его уже вступали в споры о том, как именно относился Учитель к данному жизненному явлению, что ответил бы на тот или иной предложенный вопрос.

Ересь [1], точно неотступная тень, следовала за Церковью с самого момента её рождения. Уже в апостольский период среди учеников Иисуса встречались еретики. Так, в Эфесе и Пергаме среди христиан были николаиты, учителем которых некоторые церковные писатели II века считали одного из семи диаконов иерусалимской общины - Николая Антиохийца. В Пергаме, кроме николаитов, среди христиан были сторонники еретика Валаама. Но наиболее известным в апостольский век христианства был ересиарх Симон Маг (Волхв).

В книге Деяний апостолов упоминается "некоторый муж, который волхвовал и изумлял народ Самарийский" (8:9). Сей "муж" и был Симон Маг из Гиттона (Гиттум) в Самарии. По всей вероятности, он вначале принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте, затем учился в Александрии и, по возвращении на свою родину, выступил с высокими духовными притязаниями, "выдавая себя за кого-то великого".

По свидетельству Деяний, он присоединился к ап. Филиппу, когда тот проповедовал Евангелие в Самарии. Вместе с другими он принял от Филиппа водное крещение. Когда же в Самарию пришли апостолы Пётр и Иоанн, чтобы совершить над новообращёнными таинство духовного крещения (посвящения), тогда Симон, "увидев, что через возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого" (Деян. 8:18:19). Притязание это было отвергнуто. Ибо всем крестившимся во Христа Иисуса, чтобы получить дары Духа Святого и залог вечной жизни, надлежит вначале соединиться со Спасителем подобием смерти Его (Рим. 6:3-6).

Видимо, Симон искал апостольского посвящения не в духовном смысле, так как сам обладал оккультными способностями (значит, уже был однажды посвящён, но не Святому Духу, а иному духу) и славился магическими чарами, а в практическом смысле рукоположения в предстятели новой Самарийской общины. Впоследствии многие священнослужители пойдут этим лёгким путём Симона Мага, добиваясь первенства в Церкви не подражанием Спасителю, не сораспятием Христу, не принятием на себя креста Его и ига Его, а авторитетом богатства и властью денег. И этот мерзкий грех будет назван симонией.

Согласно церковному Преданию, на те деньги, которые он предлагал ап. Петру, Симон выкупил красивую проститутку из портового притона в городе Тир, по имени Елена (отсюда его последователей Цельс называет еленианами). Ириней говорит, что "он постоянно водил эту женщину с собою (ср. 1 Кор. 9:5), называя её живым воплощением божественной Мысли [2] и матерью всех вещей".

По словам Симона Мага, Елена-Эпинойя произвела архонтов и силы, которыми был сотворён материальный мир. Архонты, движимые честолюбием, не хотели казаться тем, чем они были в действительности, то есть творением Эпинойи, не признали её верховенства и заключили её, матерь всего существующего, в оковы чувственно-телесного бытия: частицы хаоса, приведённые ею в движение, страстно прильнули к ней, отяготив и ослепив её. Вследствие этого она постепенно переходила из одного женского тела в другое, воплощалась в прекрасной Елене из Трои, супруге Менелая, и, наконец, сделалась проституткою в Тире; в своём помрачённом состоянии она была той "заблудшей овцой" (Мф. 18:12), которую Симон узнал, подобрал и возвратил на правый путь. Себя Симон выдавал за воплотившуюся "силу Божию", посланную для освобождения "заблудившейся" Мысли-Елены. Здесь, в высшей Силе и её первой Мысли (Симон и Елена), можно увидеть первый намёк на позднейшие брачные пары ("сизигии") гностической системы Валентина. Видимо, именно от Симона пошёл так называемый "простонародный" гносис, который получил своё "научное" выражение в царствование Адриана (117 - 138 гг.).

Елена, в преданиях гностических сект («симониан», «елениан») спутница Симона мага. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием Псевдо-Климентин, Елена была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает её образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего Досифея, самаритянского претендента на сан мессии, выступившего вскоре после Иисуса Христа и широко применявшего лунарную символику (30 избранных учеников представляли дни лунного месяца, а Елена по созвучию своего имени с именем Селены - луну). Позднее Симон отнял у Досифея и сан, и Елену; он утверждал, что сам он - предвечный верховный бог, а Елена- его первая творческая мысль (эннойа), его премудрость = София, космическая праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако эти недобрые духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу и обрекли её на заточение в теле, на бесчестие и унижение «дольнего мира». Некогда она была Еленой Спартанской, причём Парис похитил лишь её призрак (эта версия отражена ещё у Стесихора и Еврипида); затем она прошла через ряд перевоплощений, пока для неё не наступил час искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона; предполагалось, что через её освобождение освобождается страждущее духовное начало во всём мире. Этот миф представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии (ср. Ахамот), оживавшего в романтической и неоромантической философии и поэзии вплоть до русских символистов.

Учение Симона Мага развивал его земляк и преемник Менандр Каппаретейский. Св. Ипполит излагает основные принципы этого учения на основании книги, называемой "Великое Евангелие". Заключающиеся в ней воззрения сходны с воззрениями позднейших гностиков.

Согласно церковному Преданию, Симон Маг возложил на Менандра бремя руководства созданными им общинами елениан, а сам отправился в Рим, где и нашёл свою кончину. Он пытался обольстить народ дерзким полётом над куполами римских храмов. Но по молитве апостолов Петра и Павла он был брошен поддерживавшими его демонами и грохнулся на землю, разбившись в кровь о камень (ср. значение имени Пётр - "камень").

Низвержение Симона Волхва апостолом Петром.

Симонова секта елениан существовала до середины III века и имела свой центр в Антиохии. Древние авторы упоминают также о секте некоего Досифея, предшественника самого Симона, и о каком-то Клеовии (Егезипп у Евсевия, "История Церкви" IV, 22). Секты такого рода, с больши или меньшим отпечатком доктрины Симона, не переставали возникать среди самарян вплоть до их разорения Юстинианом.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Словое "ересь" в древнегреческом языке имело довольно широкий диапазон значений. Aἵρεσις - буквально "выбор", склонность или расположение к тому или иному образу мыслей, к тому или иному варианту толкования учения; поэтому у греков это слово употреблялось для обозначения той или иной религиозно-философской школы. В христианских новозаветных писаниях, в частности в "Деяниях апостолов", этим словом называют иудейские религиозные секты, например, секту саддукеев (Деян. 5:17); иудеи называли христианство сектой ("ересью") назореев (Деян. 24:5), причём это слово не имеЛо специфически отрицательного значения. Вначале всякая ересь принималась как один из возможных вариантов толкования Божественного откровения. Выбор между различными воззрениями необходим, чтобы в сравнении отличить настоящую монету от фальшивой, поддельной. Именно в этом смысле ап. Павел говорит, что "надлежит быть и ересям (в русском синодальном переводе - "разномыслиям") между вами (христианами), дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19), то есть представители (относительно) чистых и правильных воззрений. Это отчасти походит на то обстоятельство, как в демократическом государстве различные партии, выражая интересы того или иного класса общества, ведут борьбу между собою за преобладание, но при этом все они имеют право на существование.

Понятие ереси противополагается понятию кафоличности; во всех еретических учениях содержится идея односторонности, прямолинейного сосредоточения ума и воли на одном из многих возможных утверждний. Очевидно, что эти различные утверждения не должны разрушать друг друга; напротив, они должны дополнять друг друга и согласовываться, как части одного целого, как составные моменты единого синтеза.

[2] Гностический мотив женщины как как носительницы тайного Знания. Ср. небесную Еву-Мысль, ("Эпинойа"), которая через Еву земную просвещает Адама; также ср. Софию, просвещающую Иалдабаофа через свою дочь Зою.


Tags: христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments