Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

– Зачем ты малюешь такие страсти?
– Людям полезно напоминать, что они смертные.
– Это не добавит им радости.
– А кто сказал, что их надо все время радовать?
Иногда стоит и попугать.
Ингмар Бергман, «Седьмая печать»

Введение

Известно, что при вспышках полтергейста (ПГ) феномен довольно часто оставляет очевидцам и исследователям послания, выраженные в форме немногословных записок и разного рода рисунков. С одной стороны, это позволяет говорить об определённой его разумности, с другой же мы понимаем, что с этим «разумом» что-то не так. Признаками «ненормальности» такого «разума» можно считать вульгарный, во многом бестолковый, но в тоже время практически всегда угрожающий характер посланий. Как отмечает известный исследователь И.В. Винокуров, «уровень “разумности”, проявляемый в этом феномене, в ряде случаев не превышает уровень неразумного, проказливого и плохо успевающего в школе подростка» [4]. Несмотря на это, ценность подобных графических проявлений ПГ заключается в том, что, анализируя последние, мы можем попытаться понять природу полтергейстного «разума», а значит, и явления в целом.

Стоит подчеркнуть, что до последнего времени вопросам анализа графических проявлений ПГ в специальной литературе практически не уделялось никакого внимания. Во многом это связано с тем, что исследования ПГ, как правило, не были системными, и поэтому каждый отдельный исследователь или исследовательская группа рассматривали рисунки и записки «шумного духа» лишь в рамках конкретного случая. Именно применение системного анализа к ПГ позволило выделить ряд графических особенностей этого феномена, характерных для ряда вспышек, где имело место самопроизвольное появление записок, рисунков и прочих «художеств» на фоне агрессивного, угрожающего поведения «шумного духа».

В частности, замечено, что при таких вспышках довольно часто появляется символ, похожий на птичью (куриную) лапу. На первый взгляд данная особенность выглядит незначительной на фоне, скажем, самовозгораний, полётов предметов и появлений призраков, но такая «куриная печать» ПГ имеет куда более важное гносеологическое значение не только в рамках феномена, но и в этнокультурном отношении. Анализу и пониманию данного символа в контексте изучения ПГ и посвящена данная работа.

«Куриная печать» во вспышках полтергейста

Для начала кратко обратимся к тем случаям ПГ, где отмечалось появление похожих на «куриную лапу» символов.

Одна из таких вспышек имела место в Киеве в 1974–75 гг. в доме по ул. П. Лумумбы, 20 [10]. В одной из квартир стали сами вывинчиваться, падать и разбиваться электролампочки. Они с треском выкручивались из своих гнёзд, с силой вылетали и ударялись в противоположную сторону коридора. Одновременно раздавались звуки, напоминающие сильные взрывы. В январе 1975 г. электрики заменили старую алюминиевую проводку на новую – медную. Поставили новые розетки, выключатели и распределительную коробку. Но стало ещё хуже: на стенах и потолке начала осыпаться штукатурка, потому что замурованные в пазы провода скрытой проводки стали вырываться из своего ложа. Они гирляндами свисали со стен и потолка. Освобождение проводки из пазов сопровождалось сильным грохотом и взрывами. Даже когда в доме полностью отключили электропитание, чудеса не прекратились. На мягкой мебели нечто невидимое оставляло отпечатки лошадиных копыт и крупных трёхпалых «куриных» лап. Считаем немаловажным отметить, что возникновение данного ПГ пришлось на конец декабря – начало января.

По данным Украинского научно-исследовательского центра изучения аномалий «Зонд», в конце 1980-х г. также в Киеве протекал полтергейст, при котором на полу квартиры появлялась вязкая чёрная жидкость и на ней в закрытой комнате возникали следы, похожие на вороньи или куриные. По информации всё того же УНИЦА «Зонд», в одном из огненных ПГ, который происходил в Киеве уже в 2008–2010 гг. по ул. Победы, на обоях появлялись и символы, похожие на трёхпалую лапу. Начало данного ПГ носило явный «демонический окрас» (и это важный для нас момент). Вот что тогда говорил непосредственный очевидец событий и потенциальное фокальное лицо пятнадцатилетний Саша: «В пятницу 22 февраля, уходя на курсы английского языка, я забыл выключить музыку. Когда вернулся домой, диск все еще играл, несмотря на то, что повтор не был включен. Меня удивило то, что постоянно прокручивался последний куплет песни сатанистской группы “Cradle of Filths” (англ. “Колыбель разврата”). Конец этой песни сопровождается дьявольскими хрипами. Я увидел на диване испуганного кота, морда которого была в крови, а нижний клык – выбит» [10].

Другая вспышка, где имело место появление «куриных лап», также произошла в Украине (что не случайно и об этом будет сказано далее). По сообщению украинской газеты «Факты» от 18 июня 2010 г., в одном из частных домов Ингулецкого района Кривого Рога с января 2010 г начались активные проявления «нечистой силы» [14]. Помимо других характерных для ПГ эпизодов, имели место насильственные по отношению к жильцам действия, в первую очередь, в отношении женщины по имени Алёна, которая ждала ребёнка. Нападения происходили в ночное время и совпадали с православными праздниками Рождества и Троицы. После нападения, случившегося на Троицу (23 мая 2010 г.) на теле Алёны остались ожоги в виде следов от «куриных лап». Следы «куриных лап» появились также на животе и на запястьях. Спустя семь месяцев в день св. Николая невидимка повторил своё нападение – и вновь те же ожоги в виде «куриных лап», только уже на ногах (рис. 1). Местные врачи констатировали наличие термического ожога первой степени, но факт воздействия со стороны ПГ признавать отказались. ПГ также пытался душить Алёну, от чего даже остались следы на шее (рис. 2).


а)


б)


Рис. 1. Следы «куриных лап» на теле беременной женщины Алёны (полтергейст в Кривом Роге, Украина, 2010)


Рис. 2. Следы удушения на шеи Алёны (полтергейст в Кривом Роге, Украина, 2010)

Изучением появления различных ожогов и отметин на теле очевидцев при вспышках ПГ занимался И.В. Винокуров. Вот что он пишет: «Летом 1990 года многие десятки людей стали жертвами до того им почти неизвестной напасти: на их коже вдруг возникли какие-то странные изображения. И что любопытно – почти во всех известных мне случаях жертвами оказались исключительно женщины... Форма изображений – самая разная. Тут и рисунки неведомых листьев с зубчиками и прожилками, узоры из еловых веток, различные геометрические фигуры, стилизованные цифры и какие-то каббалистические знаки, стрелы, три порхающие по кругу бабочки, человечек с антеннами на голове, а над ним – испускающее лучи солнце, буква W, ковш, различные изогнутые и прямые линии и прочее» (рис. 3). Далее автор резюмирует особенности «художеств нечистой силы»: «Места появления меток – руки, ноги, спина (обычно правая лопатка). Цвет меток – красный, ярко-красный, ярко-розовый, оранжевый, цвета солнечного ожога… Время жизни меток – от нескольких часов и до десятков лет. Иногда метка наносится повторно на кожу одного и того же человека, с интервалом от нескольких недель до нескольких лет… Метки, как правило, гладкие, нерельефные, несмываемые. В отдельных случаях контур изображается глубокими вмятинами». Далее Винокуров пишет о болевых ощущениях в момент возникновения таких меток: «…нанесение метки не связано с изменением самочувствия… но иногда появляются боль, ощущение укола или укуса, невероятно чешется тело, на месте метки, бывает, наблюдаются ожоговые симптомы – воспаления, волдыри. Но обычно ожоговые симптомы если и проявляются, то в легкой форме» [4].


Рис. 3. Отметины на теле очевидцев возникшие летом 1990 г. при вспышках полтергейста (по данным И.В. Винокурова)

И. Винокуров приводит ещё один случай ПГ, опять же на Украине (г. Киев), где на теле пенсионерки Н. Гурской и её дочери стали появляться красные отметины в виде различных символов и букв [5]. Помимо прочих изображений, 1 сентября 1990 г. на левой руке женщины появился символ, похожий на латинскую букву W, или же на птичью лапку (рис. 4), а 1 ноября этого же года у дочери появилась отметина в виде трёх сходящихся линий, которые очень напоминали всё тот же куриный след.

По сообщению одного из очевидцев ПГ в селе Чаши (Курганская обл., Россия), при одной из вспышек ПГ также появился «куриный след». Вот что он пишет: «…после очередного издевательства надо мной (резкий стук в окно посреди ночи) он оставил след в виде куриных лап на снегу под окном. И самое завораживающее было то, что следы шли из старого сарая… Следы были с человеческую ногу…» Этот же очевидец упоминает о другом подобном случае: «Мне когда-то давно рассказывал один мужичок, что у него на потолке появлялись куриные следы, отмыть он их не мог, пришлось забеливать».


Рис. 4. Отметина на левой руке Н. Гурской в виде латинской буквы W, г. Киев, 1990 г. (фото И. Винокурова)

В 1925–1926 гг. ряд исследователей паранормальных явлений изучали агрессивный ПГ, который по непонятной причине сфокусировал всю свою опасную активность на тринадцатилетней девочке Элеоноре Цугун из небольшого румынского городка Тульпа [27, 28].


Рис. 5 a. Румынский полтергейст 1925 -1926 гг. (фото Г. Прайса). а - 13-летняя Элеонора Цугун, носитель полтергейста.


Рис. 5 б. Румынский полтергейст 1925 -1926 гг. (фото Г. Прайса). б - одна из царапин на лице Элеоноры в виде символа похожего на удлинённый след птичьей лапки


Рис. 5. Румынский полтергейст 1925 -1926 гг. (фото Г. Прайса)

Как показало расследование, аномальные неприятности у девочки начались после того, как Элеонора в феврале 1925 г. навестила в деревне свою бабушку, которую местные жители считали ведьмой. После этого на бедного ребёнка периодически стал обрушиваться град камней, появлявшийся словно ниоткуда. Камни при этом разбивали оконные стёкла, а вблизи Элеоноры вещи и предметы подлетали вверх. В какой-то момент на теле девочки без видимых причин стали возникать синяки и царапины. Этот процесс исследователям удалось снять даже на видеоплёнку: девочка внезапно вскрикивала от боли, а на её лице, кистях рук и предплечьях проявлялись красные царапины, а иной раз и следы укусов. Одна из царапин (рис. 5), зафиксированная знаменитым английским исследователем Гарри Прайсом, появилась на лице девушки и была похожа на удлинённый след птичьей (куриной) лапы.

Итак, появление «куриного следа» отмечено при ряде ПГ, происходивших в разные годы. По-видимому, есть и другие подобные случаи активности «шумного духа», пока не выявленные. Скорее всего, это покажет дальнейший поиск и анализ таких вспышек. Но, несмотря на не столь уж большое количество примеров, можно выделить общие для всех рассмотренных ПГ с «куриным подчерком» положения:


  1. Следы в виде «куриных лап» при ПГ могут появляться в виде ожогов на теле, рисунков на стенах и прочих поверхностях, отпечатков на полу, снегу, земле.

  2. Характер ПГ при таких вспышках практически всегда носит агрессивный, и даже «демонический» оттенок, который в фольклорной и религиозной традиции принято ассоциировать с «нечистой силой».

  3. Такие ПГ начинаются, как правило, в зимний период, а именно с декабря по февраль.

  4. Объектами нападок со стороны такого графического «хулигана» почти всегда являются женщины.

  5. Многие случаи «куриного» ПГ происходили и происходят на территории Украины, есть упоминания о схожих историях в Беларуси, Польше, России, Румынии.

Но возникают вопросы: можно ли всё это увязать в единую гипотезу? Как по этим признакам идентифицировать графического «невидимку»? На первый взгляд получается какая-то надуманная мешанина, концентрация внимания на незначимых мелочах. Но в этом, возможно, и была ошибка многих исследователей. Не зря знаменитый сыщик Эркюль Пуаро говорил: «Мелочи не имеют большого значения. Мелочи решают всё!».

И для ответа на все эти вопросы нам могут помочь наработки этнографов в области народной демонологии. При этом предполагается взглянуть на эту самую демонологии не с точки зрения метафизики, а с точки зрения этнокультурных контактов и народной культуры в целом.

Tags: полтергейст
Subscribe

  • "Кулаки" и "пролетарии".

    Польша - чисто фермерская страна. Нет там никаких государственных агрохолдингов. И вот, пожалуйста, результат налицо. "У нас структура…

  • Оказывается,

    что Реформация началась с захвата церковных земель. Сильвия Федеричи пишет: Протестантская Реформация началась с массового захвата церковных…

  • С чего начинается нация?

    "Английская нация начинается не с Вильгельма Бастарда, переименованного в Завоевателя, а с Хартии Вольностей, завоеванной вооруженными фермерами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments