Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Штунда.

Происхождение штундизма имеет свои корни в том бурном религиозном движении XVI века, которое принято называть Реформацией.

"Отцами-основателями" штундизма были немецкие пиетисты XVII века Август Г. Франке и Филипп Я. Шпёнер, которые отранизовали свою ecclesiolam in Ecclesia ("церковь в Церкви") или "братство друзей Божиих". Народ прозвал членов этого братства "штунденхальтерами", так как в дополнение к богослужениям в церкви они устраивали ещё свои особые собрания по домам [1], так называемые "Stunden" (нем. "часы"), на которых занимались чтением и толкованием Библии.

Вначале собрания немецких штундистов происходили в Вюртемберге, который поэтому и может быть назван первой колыбелью русского штундизма. В дальнейшем, под влиянием окружавших их людей, пиетисты-штундисты решили изолировать себя от погрязшего в грехах мира [2] и устроить общество, в котором "не существовало бы условий для греховной жизни". Для полного осуществления своей идеи они отделились и от государственной лютеранской Церкви.

В то время в разрозненных германских княжествах царили междоусобицы и религиозные распри. После того, как в 1762-1763 годах вышли два манифеста императрицы Екатерины II, приглашавшей иностранцев в Россию, началось массовое переселение немцев в причерноморские степи.

немецкие колонисты едут в Россию

На призыв великого государства с его бескрайними просторами откликнулся в первую очередь всякого рода угнетённый и притеснённый люд - последователи наиболее радикальных протестантских сект. В 1817 году переселились в Россию и вюртембергские штундисты, обустроив свои колонии на берегах Чёрного моря.

1725-1895_Volksdeutsch_Ukraine

В Малороссию и Новороссию штундисты-пиетисты прибыли для того, чтобы быть как можно ближе к странам Востока, где, по их мнению, должна была состояться первая встреча верующих со Христом. Они жили напряжённым ожиданием этой встречи, предсказанной Юнг-Штиллингом на 1836 год.

Когда миновал 1836 год, многие пиетисты, оставив помыслы о горнем, занялись устроением своего земного благополучия. Старый пиетизм, питавшийся верой в пророчества и имевший целью устроение нового общества, уступил место новому пиетизму, пиетизму личного переживания. Новые пиетисты-штундисты искали внутреннего обновления человеческого сердца, Царства Божия внутри, которое есть "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).

Первым проповедником штундизма среди русского населения был Иоганн Бонекемпфер, реформатский пастор немецкой колонии Рорбах Херсонской губернии.

Колония Рорбах

Первым из русских, принявшим учение немецких пиетистов, был крестьянин Онищенко. Но гораздо большее значение имела деятельность его ученика, крестьянина Михаила Ратушного. Онищенко сам говорил, что Бог дал ему свет, а Михайле - разум. У Ратушного в деревне Основа Одесского уезда (в 12-ти верстах от колонии Рорбах) стали собираться односельчане для чтения и толкования Евангелия. Этот пример нашёл последователей и среди жителей деревни Игнатовки, а также в посёлке Ряснополь.

Михаил Ратушный
Михаил Ратушный

Через два года одесский исправник доносил херсонскому губернатору, что "между крестьянами образовался раскол, сходный с реформатским, что собираются общества: в Основе из 14 семей, в Игнатовке - из 15 и в Ряснополе - из 5, которые занимаются чтением церковных книг и толкованиями их под руководством раскольников-немцев из соседней колонии Рорбах, давно там существующих. Последователи раскола в православную церковь не ходят, икон не чтут и не исполняют никаких обрядов... Виновники образования общества - Михаил Ратушный и его брат - арестованы".

К концу 1870 года штундисты были официально обнаружены в 11-ти местностях Одесского, Елизаветградского и Ананьевского уездов Херсонской губернии. В 80-х годах XIX столетия штундизм охватил уже весь юг и некоторые центральные губернии России. Впрочем, в то время штундизм не представлял никакой определённой организации; в нём царили разнотолки и относительно вероучения,  относительно культа. Штундисты ещё не разрывали окончательно своих связей с православием и для крещения детей, совершения брака и погребения умерших обращались к православным священникам.

Штундисты выделились среди других многочисленных сект, толков и согласий только тогда, когда слились с баптистами, от которых получили и вероисповедную систему, и богослужебный строй. Как символ своей веры они приняли во всей полноте "Изложение веры", составленное в 1849 году на первой генеральной конференции немецких баптистов в г. Гамбурге. Это "Изложение" было отпечатано в 1906 году на русском языке. Но штундисты ещё с 1880 года стали иметь общие с баптистами молитвенные дома, устраивать вместе с ними собрания, переводить на русский язык для своего употребления немецкие баптистские сборники гимнов.

Штундисты, не принявшие баптистского вероизложения, стали известны под названием младоштундистов. Своё отделение от штундо-баптистов они выразили полным отрицанием баптистской церковности и обрядности. "Водное крещение, - учили они, - есть один наружный знак и не в нём сила; надобно креститься живой водой, которую Христос предлагал самарянке у колодца, а не мёртвой. У древних христиан при крещении иногда был употребляем и песок; поэтому вода при крещении служила только наружным знаком для неутвердившихся в вере. Но со временем взяли - да и обоготворили воду, понимая буквально слова Христа: "кто не родится водою и Духом, тот не войдёт в Царство Небесное". После этого почему же не принимать буквально и слов Иоанна Крестителя, что Иисус Христос будет крестить Духом Святым и огнём? Взяли бы да и жгли людей на кострах для очищения их от грехов, как сожгли Яна Гуса и других наших братьев..." На возражение, что сам Христос показал нам пример, крестившись в Иордане, младоштундисты обыкновенно отвечали так: "Мало ли что Христос делал?! Он и обрезался, и давал динарий на храм, потому что стоял на рубеже Ветхого и Нового заветов, а нам сам Он повелел простираться вперёд и уклоняться от фарисейской закваски" (цит. по: Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков, 1910, с. 475-476).

Руководствуясь исключительно субъективным пониманием Евангелия, многие младоштундисты сблизились с молоканами. Некоторые из младоштундистов увлеклись воззрениями духоборцев и графа Л. Толстого. В конце концов они полностью "растворились" среди других протестантских сект.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Прямо как русские христоверы ("хлысты").

[2] Прямо как "пензенские затворники".
Tags: христианство
Subscribe

  • Тамтам - "телефон Африки".

    Говоря о социальных и межличностных взаимоотношениях в Африке, Д. Пирцио-Бироли в своей монографии "Культурная антропология Тропической…

  • Оборотни-«леопарды».

    Африканист И. Л. Андреев рассказывает такую историю (Тамтам сзывает посвящённых. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 202): " В 1946 году в разных…

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments