Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Мана.

sanphir в Выбор силы пишет:

"Человек не может стать сильным, ошибка заключена в самой фразе. Всё с точностью до наоборот – это сила может стать человеком.
По какой-то причине Сила выбирает тех или иных людей, и они становятся избранными, влияя на историю, судьбы, сознание.
Но человек сам по себе, не способен внезапно стать сильным. Умиляет наивность тех, кто говорит - «будь сильным», пишет книги, сотрясая пространство бесполезными звуками. В конечном счете, не имеет значения - какой информацией мы обладаем, насколько хорошо мы её понимаем, насколько хотим измениться. Без достаточного количества энергии (силы), не произойдет ничего, не будет никаких перемен.
Сила подобна большому, дикому, хищному животному, которое может тебя съесть, а может свернуться под бочком и помурлыкать. До последнего момента можно гадать, обнюхивают ли тебя с целью полакомиться или в качестве дружеского приветствия."

"Сила" эта - не есть ли меланезийская мана?
Мана в верованиях народов Меланезии и Полинезии - существующая в природе сверхъестественная сила, носителями которой  могут быть отдельные люди, животные, различные предметы, а также "духи". Мирча Элиаде пишет по этому поводу:

    "Для меланезийцев мана — это таинственная и активная сила, которой наделены некоторые индивиды, а также обычно души умерших и все духи. Грандиозный акт сотворения мира не был бы возможен без мана божества; глава клана также обладает мана; англичане покорили маори, потому что их мана оказалась сильнее; богослужение христианских миссионеров обладает мана, превосходящей мана местных ритуалов.


  Но вещи и люди обладают мана постольку, поскольку они получили ее от некоторых высших существ, потому, иначе сказать, что они мистическим образом причастны сакральному и в той мере, в какой они ему причастны. «Если обнаруживается, что в камне заключена сверхъестественная сила, это потому, что с ним связан некий дух; кость умершего обладает мана, ибо в ней присутствует дух этого умершего; человек может быть столь тесно связан с природным духом или духом умершего, что сам становится носителем мана и может направлять ее на исполнение своих желаний». Эта сила качественно отлична от физических сил, и действует она произвольным образом. Тем, что человек является хорошим воином, он обязан не только собственным силам и возможностям, но и силе, которую ему сообщает мана умершего воина; эта мана заключена в небольшом каменном амулете, висящем у него на шее, в нескольких листьях, прицепленных к его поясу, в произносимом им заклинании. Тем, что у некоего человека плодятся свиньи или плодоносит сад, он обязан имеющимся у него камням, содержащим особую мана свиней и деревьев. Лодка быстроходна, только если содержит мана, и то же относится к сети для ловли рыбы и к стреле, наносящей смертельную рану. Все, обладающее бытием в превосходной степени, все, иначе сказать, представляющееся человеку действенным, динамичным, плодотворным, совершенным, заключает в себе мана.


  Помимо меланезийцев, существуют и другие народы, которым ведома такого рода сила, могущая делать нечто реально могущественным в самом полном смысле этого слова. Сиу называют эту силу вакан; она присутствует повсюду в Космосе, но проявляется только в экстраординарных явлениях (таких как солнце, луна, гром, ветер и т. п.) и в могущественных людях (колдуне, христианском миссионере, мифических и легендарных существах и т. д.). У ирокезов для обозначения того же понятия используется слово аренда: в буре присутствует аренда, аренда птицы, которую трудно сбить, очень ловка, человеком в ярости овладела его аренда и т. д. Оки у гуронов, земи у жителей Антильских островов, мегбе у африканских пигмеев (бамбути).— все эти слова выражают то же понятие, что и мана. Но, повторим, отнюдь не всё и не все обладают оки, земи, мегбе, аренда и т. д., а только боги, герои, души умерших или же люди и предметы, как-то связанные с сакральным, т. е. колдуны, фетиши, идолы и т. д. Достаточно сослаться на одного из современных этнографов, описывавших эти магико- религиозные феномены, причем в данном случае речь идет о древнем народе, наличие у которого представлений о мана многими оспаривалось. П. Шебеста пишет: «Мегбе присутствует повсюду, но сила его проявляется не везде одинаково интенсивно и не везде единообразно. У некоторых животных его особенно много. Из людей одни обладают мегбе в большей степени, другие в меньшей. Способных людей отличает именно обилие аккумулированной ими мегбе. Богато наделены мегбе и колдуны. Эта сила представляется связанной с душой-тенью и обреченной на исчезновение со смертью ее носителя, переходит ли она к другому лицу или преобразуется в тотем».


  Если Маррет — и не он один — видел в мана «безличную силу», то Кодрингтон привлек внимание к тому факту, что «эта сила, хотя сама по себе и безличная, всегда связана с некоторым лицом, которое ее направляет... Ни один человек не располагает этой силой сам: все, что он делает, он делает с помощью персонифицированных существ, природных духов или духов предков» . Недавние исследования (Хокарта, Хогбина, Кэпелла) уточнили сделанные Кодрингтоном различения. «Как она может быть безличной, если она всегда связана с персонифицированными существами?» — иронически спрашивал Хокарт . В Гвадаканале и Малайте, к примеру, папата обладают исключительно духи и души умерших, хотя они и могут применять эту силу на пользу человеку. «Человек может упорно трудиться, но, не заслужив благосклонности духов и не обратив в свою пользу их могущество, он никогда не разбогатеет». «Делается все, чтобы обеспечить благосклонность духов и тем самым постоянную доступность тапа. Наиболее распространенное средство завоевать их расположение — жертвы, но действенными в этом плане считаются и некоторые другие ритуалы»."

Tags: антропология, ведовство, язычество
Subscribe

  • Birds of Paradise.

    Роспись стен гробницы наследного номарха Менат-Хуфу — Хнумхотепа II. Некрополь Бени-Хасан. XII династия Среднего царства Древнего Египта.…

  • Как делаются музыкальные клипы?

    Есть такие машинки для изготовления музыкальных клипов. Типа мясорубки. Засыпаешь туда немного слов, добавляешь какой-нибудь самый примитивный ритм и…

  • Элвис Пресли и Виктор Цой.

    Есть у них нечто общее в манере исполнения.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments