Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Мана (2).

В продолжение поста Мана.

По древнекитайским представлениям, император, будычи Сыном Неба, распространял вокруг себя некую невидимую и внешне не ощущаемую магическую силу, именуемую "дэ" (условно переводится как "добродетель"). Высшие сановники, поскольку они были приближены к государю, получали львиную долю этой благодетельной "дэ", - оттого они будто бы и были благородны. Простому люду, живущему подальше, её доставалось гораздо меньше, а народы за пределами Китая не получали почти ничего из-за своей удалённости. Поэтому китайцы презрительно именовали своих соседей варварами, высокомерно утверждая, что они в своём поведении "не отличаются от зверей".

Утрата императором силы "дэ" вела к тому, что Небо отворачивалось от него, а страну постигали различные бедствия: вторжения северных кочевников, гражданские войны, наводнения, засухи, эпидемии. Подобные взгляды отразились в традиционной формуле: "Один человек (имеется в виду император) теряет "дэ", а бедствие распространяется на десять тысяч земель".

Эта благодетельная "дэ", изливающаяся от императора на его приближённых, напоминает благодать в описании Василия Розанова. Розанов говорит об о. Матвее Рижском, что благодать ему представляется электричеством, струящимся с его рук, как с иголки громоотвода. "О. Матвей Ржевский кричит Гоголю (при первой встрече): «Зачем не подходите под благословение мое? Значит, бегаете благодати!» Он себе представляется каким-то мешком с благодатью, из которого она сыплется, как мука. Это, можно сказать, зверски-невежественное понятие о благодати и смешение себя с Богом – очень распространено как на Западе, так и у нас. «Значит, вы Богу не хотите повиноваться», говорят вам, если вы высказываете поползновение не повиноваться духовному лицу: — «значит, вы Бога не признаете», — отвечают вам на попытку полемизировать с явно невежественной статьей духовного журнала. Развился фетишизм лица, фетишизм фигур, фетишизм целого сословия: они все – маленькие боги, ходящие среди человеков, — движущиеся мощи, каждая ждущая своей канонизации" (В. В. Розанов. "Талантливость и бесталанность в духовенстве", "Около церковных стен", М., 1995, с. 152).
Tags: язычество
Subscribe

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • О "троянских играх" в Древнем Риме.

    В. А. Гончаров в статье "Lusus Troiae: ещё раз к вопросу о пережитках инновационных обрядов в религиозной жизни Древнего Рима" пишет:…

  • Прежде нежели был Шумер, Элам бысть.

    "Шагающая фигура человека с козьими рогами, накидкой из козьей шкуры и изогнутыми вверх носками обуви" (музей Метрополитен в Нью-Йорке).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments