Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Древний Смоленск (Гнёздово).

В древности ареал распространения балтов был гораздо шире, чем сейчас.

ареал распространения балтов
Ареал распространения балтов по данным топонимики (М. Гимбутас и др.) Фоном выделено предполагаемое положение в Бронзовом веке, пунктиром в Железном веке.

Балты в раннем средневековье

В IV - V веках о славянах не было ничего известно, но в это время в Европу было нашествие гуннов. Так как же за 200 лет этнос славян мог так широко разойтись и диффиренцироваться на множество субэтносов? А может, и не было массового расселения славян вовсе? Распространялись технологии, язык, культурные и религиозные традиции славян, все это накладывалось на уже существующие неславянские этносы, которые за 200 лет и стали чуть-чуть "славянами", при этом почти не изменившись генетически и фенетически. Так трансформировался, например, этнос балтийского племени кривичей из балтов в славян. Не были, наверное, изначально славянами и дреговичи.

Курганное кладбище близ села ГнездовоВ 12 км к западу от Смоленска, на правом берегу Днепра, расположена деревня Гнёздово. Рядом с поселением расположено огромное курганное кладбище IX–X вв., состоящее из 10 групп. Некогда здесь насчитывалось до 4000 курганов, сейчас - около 3000. Так называемый Гнёздовский могильный комплекс является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га.

«Повесть временных лет» называет обитателей этих мест кривичами, «сидящих на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск». Долгое время считали, что кривичи - это союз восточнославянских племен. Но появились сомнения. Археологическими памятниками кривичей считают так называемые длинные курганы. Область их распространения в основном совпадает с очерченным летописцем ареалом обитания кривичей. Свое название «длинные курганы» получили по характерной форме насыпи, длина которой более чем в два раза превышает ее ширину. Наиболее древние курганы подобного рода появились в VI веке у Чудского озера и по реке Великой.

Позднее выяснилось, что «длинные курганы» имеются также в верховьях Западной Двины и Днепра. Людей, погребенных в таких курганах, первые исследователи считали славянами. Но классик русской археологии А. А. Спицын (1858–1931) на основе анализа найденных в «длинных курганах» вещей отнес их к балтам, а точнее - к литовцам. В наши дни гипотеза о том, что кривичи являлись балтским племенем, родственным современным литовцам, получила ряд новых подтверждений. Некоторые историки считают, что само название «кривичи» происходит от имени балтского бога Креве (Криве).

Таким образом, коренным населением Смоленского Поднепровья были балты. Однако на последнем этапе своего развития смоленские кривичи испытали сильное влияние славян. В IX–X вв. в Верхнее Поднепровье устремился поток славянского населения, принесшего сюда обряд погребения в круглых курганах, сменивших «длинные курганы» восточных балтов. Византийский историк Константин Багрянородный в середине X в. называл кривичей данниками киевских князей. Может быть "ославянивание" кривичей происходило уже в составе Киевской Руси.

В X столетии в Гнездове появились варяги. Судя по археологическому материалу, они пришли сюда не из Скандинавии, а из Приладожья. Варяжские погребения в Гнездове определяются особенностями погребального обряда (захоронения в лодках, возложение железной гривны на урну), следами специфического костюма, вещами, типичными для варягов, в сочетании с другими признаками. Примерно треть гнездовских курганов насыпаны над погребениями варягов.

Вероятнее всего, возникновение Гнездова было напрямую связано с функцией контроля за днепровским торговым путем. Осевшая здесь варяжская дружина занималась сбором дани с проходящих купеческих караванов. В то же время лодки, шедшие по волокам, надо было ремонтировать, нужно было чинить и обновлять одежду и обувь путешественников, пополнять запасы вооружения. Находки сельскохозяйственных орудий здесь крайне редки, зато обнаружены археологические материалы, свидетельствующие о существовании здесь кузнечного, слесарного, ювелирного, стеклоделательного, керамического производств. Есть данные о ткачестве, обработке кости, изготовлении лодей для плавания по рекам.

На пути из варяг в греки

Об интенсивности движения по торговому пути, пролегавшему через Гнездово, говорят находки тысяч арабских монет-дирхемов, которые в X–XI вв. являлись главным инструментом денежного обращения на Востоке. Одних только кладов с дирхемами в Гнездове обнаружено семь, причем в одном кладе насчитывалось 800 дирхемов. Наряду с арабскими при раскопках Гнездова изредка попадаются и византийские монеты. Здесь найдено огромное количестве предметов как местного, так и иноземного происхождения, это - ключи, замки, деревянные ведра, ножи, напильники, пробойники, молотки, кресала для высекания огня, гребни, пуговицы, швейные иголки, пряслица-грузики для веретена, карманные весы, костяные и стеклянные шашки, металлические оковки, украшавшие кубки из рогов животных.

Обилие скандинавских предметов в гнездовских курганах позволило исследователям предположить, что именно скандинавы-викинги являлись господствующей прослойкой в Гнездове. Во всяком случае большинство выкопанных из захоронений предметов имеет скандинавское происхождение. В могилах здесь найден самый богатый инвентарь, в том числе дорогие «франкские» мечи (всего их обнаружено семнадцать), обычные для раннесредневековой Европы. Длина такого меча около 1 м, лезвие у него обоюдоострое, широкое, рукоять часто украшена инкрустацией из серебряных нитей. Скандинавское происхождение имеют и найденные в Гнездове наконечники копий. Один из них сделан из высококачественной дамасской стали, он просто огромен: его длина составляет почти полметра! Наконечники этого типа изготовлялись в Скандинавии в IХ - начале X вв.

Однако большая часть найденных в гнездовских курганах наконечников стрел имеет славянскую ромбовидную форму. Это говорит о том, что население в Гнездове было смешанным, большая часть жителей были славянского племени, а меньшая скандинавы, по всей вероятности, это были предки современных шведов. Но власть несомненно находилась в руках скандинавов, местное население обслуживало движение купцов и воинов по данному речному пути.

Распространенным видом оружия тогда были боевые топоры — в Гнездове их найдено более двадцати, найдено несколько обрывков кольчужного плетения, два шлема. Найдены многочисленные украшения женщин-скандинавок: золоченые бронзовые застежки-фибулы. Эти фибулы украшенны характерным скандинавским орнаментом. Их датировка хорошо разработана по аналогичным находкам в Бирке (Швеция). Экземпляры, найденные в Гнездове, в основном относятся ко 2-й половине X века. Обнаружены типичное скандинавские мужские украшения - железные гривны с молоточками бога скандинавов Тора. В Гнездове обнаружено около трети всех найденных на территории Восточной Европы скандинавских языческих амулетов.

Гнездовское поселение существенно отличается от древнерусских городов X–XI вв. как по планировке, так и по формам социальной организации. Исследователи В. А. Булкин и Г. С. Лебедев в своей статье «Гнездово и Бирка» приходят к выводу, что ближайшими аналогами Гнездова являются поселения Бирка в Швеции, Скирингссаль в Норвегии и Хедебю в Дании.

Таким образом, поселение Гнездово можно рассматривать как шведскую колонию среди славяно-балтского населения, каким несомненно являлось племя кривичей. В раскопанных курганах в Гнездове обнаружены погребения балтов и женщины-финки с Верхнего Поволжья. Археолог Т. А. Пушкина, работавшая в Гнездове, пишет, что первоначально гнездовский поселок населяли балты и скандинавы, которые к концу X столетия были ассимилированы славянами.

Всего в 12 км от Гнездова в XI-XII вв. располагался Смоленск, один из крупнейших городов Древней Руси. Летописцы ставят его в один ряд с Новгородом и Киевом. Но в то же время ни одна летопись ни при каких обстоятельствах не упоминает о крупном городе, существовавшем на месте Гнездова на протяжении полутора столетий бок о бок со Смоленском. Почему? Весьма любопытно, что при раскопках в самом Смоленске не найдено никаких слоев IX–X вв., обнаружены только слои XI века и старше. Скорее всего, Гнездово и есть древний Смоленск, который в начале XI века был перенесен на нынешнее место.

Источник

Tags: Древняя Русь, варяги
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Оптимистическая трагедия.

    Пускай в Меня, как в водоём, Вольются боль, и грязь, и горе: Не в силах молния огнём Испепелить иль выжечь моря! Пусть мириады спирохет Грозят…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments