Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Исторические корни домовых духов.

В продолжение статьи Род и Рожаницы, лары и домовые.

Википедия сообщает, что в Чатал-Хююке "...дома также использовались в качестве «кладбища»: во многих из них были обнаружены захоронения. В одном из домов было похоронено 68 людей. Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами. Подобная практика наблюдалась до XX века на полинезийском острове Тикопиа. Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах поселения."

002

В Иерихоне население фазы «А» ( примерно, около 7300 г. до н.э) тоже хоронило своих умерших глубоко внизу под полами домов, но черепа отдельно от скелетов. Причем захоронены они группами, уложенными особым образом.
Возможно, в Иереихоне существовал культ черепа или культ предков, или два в одном.
На уровнях фазы «Б» (после 7200 гг. до н.э.) найдены черепа, подвергнутые специальной обработке. Они были покрыты масками, возможно, имевшими портретное сходство с умершими. В глазные впадины были вставлены раковины, отчего масти выглядели, как живые. На некоторых черепах краской были нарисованы волосы и головные уборы.

Захоронение в жилище практиковалось у многих древних народов. Таким образом, родич как бы оставался в семье. С другой стороны, его дух обегал дом и становился покровителем живых обитателей дома. Соответственно, сочетались обряды поклонения предкам и защитникам жилища. Кроме того, контроль над могилой оберегал умершего от надругательства и использования его врагами для обрядов магического свойства.

Значит, древнеримские лары и наши современные домовые - это духи предков.

Кстати, недавно я тут писал в "Посвящение у готов" как псевдоинициация, что у знахарей посвящение происходит на кладбище. Желающие обрести  сверхъестественные способности должны провести ночь на могиле колдуна. Знахари могут вступить в контакт с духами умерших возле их гробов, и тогда эти духи становятся их помощниками.

А в Иерихоне не надо было и на кладбище ходить. Кладбище - прямо под кроватью. Очень удобно. Попутно отметим страсть женщин к всевозможным бытовым "удобствам", которые для них создают мужчины (собственно, именно так и зародилась человеческая цивилизация). Значит, скорее всего, пракика захоронения умерших родителей под полом жилищ была инициирована женщинами, чтоб им легче было видеть вещие сны и пророчествовать.
Tags: домовые духи
Subscribe

  • О языческом "новоделе" князя Владимира.

    Я довольно скептически отношусь к отождествлению кумиров князя Владимира со славянским язычеством. "Когда княжил в Киеве Владимир, то поставил…

  • "Да, скифы мы!"

    У А. С. Пушкина одно из стихотворений заканчивается словами: " Как дикий скиф хочу я пить. Я с другом праздную свиданье, Я рад рассудок…

  • О́дин

    О́дин одноглаз — оди́н свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости (Из Википедии).

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments