Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

О самом главном.

Древние египтяне представляли себе душу человека "многосложной", "многосоставной", как матрёшка [1]. Кажется, они знали о душе больше, чем современные христиане.

Но, допустим, что душа - "простая, как ситцевые трусы". Допустим, что после смерти эта "простая" душа освобождается от "привязи" к телу и воспаряет в Небеса. Однако, интересно знать, каково "содержание" этой души? "Огласите весь список, пожалуйста..."

Входит ли сознание в "контент" души? Или сознание - само по себе, и душа - сама по себе? Но сознание ведь тоже штука - "многосложная": есть "дневное" сознание и есть "ночное" сознание, есть изменённые состояния сознания, есть космическое сознание или сверхсознание. Какое из этих сознаний связано с душой? Какое из этих сознаний может функционировать автономно после смерти тела? Или, может быть, все они "лопаются", как мыльные пузыри?

Сознание, само по себе, не имеет никакой ценности. Ну, вот, к примеру, все мы были вполне сознательны в двух-трёхлетнем возрасте. Однако с таким сознанием мало интереса оказаться на Небесах. Интересно лишь в том случае, если посмертное сознание сохранит весь накопленный жизненный опыт, всю мудрость и все переживания. Только при этом условии посмертное сознание будет отождествляться с моим теперешним "я". Если же воды ласковой Леты "сотрут" всю память о прошлом, тогда моего "я" уже не будет. Сознание же без "я" ничем не отличается от сознания новорожденного младенца.

Опять же, бывают случаи старческой регрессии сознания (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера и пр.). Это что, если у бабульки - старческий маразм, то она с этим маразмом попадёт прямо на Небеса?

А может там, на Небесах, вовсе и не нуждаются в наших "куриных мозгах"? Может, это и не такая уж важная ценность - сознание? Мы с лёгкостью отказываемся от него, когда засыпаем. В алкогольном или наркотическом опьянении мы даже испытываем "кайф", а ведь этот "кайф" связан с вытеснением и подавлением сознания. С другой стороны, "от многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль". А самые счастливые моменты у нас - какие? Все они связаны либо с детством, либо с сексуальным экстазом. В детстве - только самые начатки сознания, а в сексе человек отдаётся животной страсти, то есть вместе с одеждой снимает с себя всё человеческое и превращается в "дитя Природы"...

А что, если сознание после смерти так же "растворяется", как соль в воде? "Была однажды кукла из соли, которая сошла к морю с намерением измерить его глубину. Но лишь только она сделала один шаг вперёд и поставила ногу в воду, как слилась в одно с Океаном и исчезла в нём... Соляная кукла не может вернуться к нам, чтобы рассказать о глубине Океана" ("Евангелие Рамакришны", 91, - в кн. Р. Роллан. Жизнь Рамакришны. - М., 1991, с. 40).

Это очень трудный вопрос - вопрос о "связке" души, сознания и личности ("я"). Лев Толстой пытался найти ответ на этот вопрос, - "перелопатил" гору книг, - и ничего путного не нашёл. Чуть было не застрелился.

Что сказать? Видно, туда, куда мы идём, не нужны будут ни наши скудоумные познания, ни ниши проблески сознания, ни наши "эго", тешащие наше самолюбие. Но если всё это оставить "за бортом", что же остаётся? Странным образом, ни-че-го.

Всё это - "труха", "туфта", "солома", которая должна сгореть. Очевидно, кроме этого, должно быть в человеке нечто "несгораемое".

Религия говорит, что люди - это "зёрна" или "семена". В принципе, все они могут ожить, но могут и сгнить в земле. Тогда, получается, что жизнь сама по себе не имеет никакого смысла. Смысл обретается только в том случае, если "зерно" "прорастает" в "новую жизнь".

По слову архиепископа Николая Кавасилы, "подлинно, внутреннего нового человека, созданного по Богу, чревоносит мир сей, и зачатый здесь и совершенно уже образовавшийся рождается он в оном нестареющем мире...". "Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлется здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. Но и после смерти, не приобретя в земной жизни нужных сил и чувств, человек не будет пользоваться небесными благами, но будет как мёртвый и несчастный в блаженном и бессмертном мире. Причина та, что, хотя свет и будет сиять обильно, но чтобы его восприять, нужны (духовные) глаза, также нужно иметь и (духовное) обоняние, чтобы принять запах благоухания...". "Для приобретения тонкой чувствительности и духовного зрения служит здешняя земная жизнь, и у кого не будет этого всего прежде отшествия из сей жизни, у тех нет ничего общего с будущей жизнью".

Ну вот, наконец-то произнесено самое главное. Смыслом человеческой жизни является подготовка к будущей жизни. Она не даётся всем людям, без разбору, "автоматически", после смерти. Надо заменить обычное сознание на сверхсознание, выбросить "эго", подавить личное "я" и начать жить как "человек Божий", в мире и гармонии со всеми существами, надо "погубить" (по слову Христа) свою душу и "подключиться" к Мировой Душе. Одним словом, надо "родиться заново".

Это вполне возможно, тем более, что в истории мы видим много подобных примеров. Другое дело, что само это "новое рождение" - дело, требующее колоссальной силы воли. Ведь далеко не каждый человек может заставить себя хотя бы отказаться от вредных привычек и вести здоровый образ жизни.

Но, видно, именно здесь и лежит основной "водораздел" между простыми смертными и предназначенными к новой жизни. Чтобы жить новой жизнью, необходимо не только сильно захотеть, но и доказать реальными делами свои "хотелки". Почему ап. Иаков и сказал: "Вера без дел мертва есть".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Древнеегипетские представления о составных частях человека в физическом, ментальном и духовном планах выглядят следующим образом:


  1. Физическое тело, называемое кхат, т.е. тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации.

  2. Ка – слово, которое по общему согласию ученых переводится как “двойник”. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека,  которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому обычно египтяне тщательно следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не пришлось покидать гробницы, бродить по земле и поедать отбросы, запивая их грязной водой.

  3. Ба, или душа сердца, некоторым образом связанная с Ка, в котором или с которым, она, по представлению древних, обитала в гробнице и делила погребальные подношения, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра и Осирисом на небесах. 

  4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. 

  5. Кхаибит, или тень, была тесно связана с ба, или душой; она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому она принадлежала. 

  6. Кху, или душа духа, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой Душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; кху обитала в саху – или в духовном теле человека. 

  7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как жизненную энергию человека; секхем обитала в раю среди кху и духов. 

  8. Рен, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласно распространенному в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он переставал существовать. 

  9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из физического тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.  Е.А. Уоллис Бадж. Путешествие души в царстве мертвых. Египетская книга мертвых. М., 1995. С. 39-55.


Tags: антропология
Subscribe

  • Про чупакабру (12).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…

  • Про чупакабру (11).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…

  • Про чупакабру (10).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Про чупакабру (12).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…

  • Про чупакабру (11).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…

  • Про чупакабру (10).

    Продолжение. Начало см.: Про чупакабру, Про чупакабру (2), Про чупакабру (3), Про чупакабру (4), Про чупакабру (5), Про чупакабру (6), Про…