Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

"Вечеря любви".

Давид Попиашвили, Тайная Вечеря.

Святое Причастие является центральным таинством Церкви Христовой. Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос.

Пресуществле́ние (лат. transsubstantiatio) — богословское понятие (термин), используемое для объяснения смысла превращения в таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. В Католической церкви учение о «транссубстанциации» (transsubstantiatio) или «пресуществлении» хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Иисуса Христа окончательно сформировалось в трудах Фомы Аквинского. В Русской православной церкви не было ни одного поместного собора, который бы утвердил термин «пресуществление» и тем более повторил бы анафемы греческих поместных соборов XVII века на тех, кто не принимает этот термин. Но, тем не менее, этот термин начинает использоваться среди православных богословов Русской православной церковью, например, он включен в послание патриарха Московского и всея Руси Адриана. С этого времени термин «пресуществление» становится обычным термином в православной евхаристологии: он употребляется в официальных посланиях иерархов, синодально одобренных исповеданиях веры и догматических пособиях и проч.Термин «пресуществление» является нововведением в православное богословие, а прославленные православные святые отцы ни соборно, ни в своих трудах не объясняли детально сам процесс преложения Святых Даров в Тело и Кровь, они ограничились лишь словом «таинство» применительно к этому процессу (Википедия).

Итак, православные святые отцы и не отвергли пресуществление Св. Даров, и не объяснили сам процесс преложения Святых Даров в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Попробуем мы, на свой страх и риск, объяснить сей удивительный процесс преложения или пресуществления.

Прежде всего, поставим в связку три речения Иисуса Христа:

1. "По тому узнают все, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35).
2. "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53).
3. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин. 6: 56).

Оказывается, Святое Причастие само по себе, без взаимной любви, не "спасает". И ап. Павел говорит: "Если я знаю все тайны, а любви не имею, то я - ничто, и нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13:1-3). То есть, если я причащаюсь Св. Таин, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы. Значит, без любви не происходит никакого пресуществления Св. Даров: без любви хлеб остаётся хлебом, а вино остаётся вином. Именно любовь пресуществляет, "переплавляет" хлеб в Тело, а вино - в Кровь Иисуса Христа.

В конце XIX века в России существовали люди Божии, которые называли себя христоверами, а православные сектоведы обозвали их "хлыстами". Христоверы максимально приблизились к общинной жизни ранних христиан. Их религиозную практику наблюдал и описывал русский философ Василий Розанов.

Все аскетические усилия хлыстов были направлены на то, чтобы родить в своей среде нового "христа" с преображённой плотью. Иногда им это удавалось, и они относились к этой плоти, как к величайшей святыне. По словам В. Розанова, "тело для обострённого осязания и обоняния хлыста совершенно не таково, как для нас; а - как для матери "тельце" её первого ребёнка. "Христос" хлыстовского "корабля" есть как бы "новорожденный" всеми хлыстами; и, как мать, играя с ребёнком в колыбели, захватывает губами его ручку, локоток, берёт в рот пальчики ножек, каждый пальчик по очереди, - так и хлысты "готовы точно укусить" своего христа, но сладко укусить, без боли ему и только в наслаждение себе. У них возникает, - только у них рождается, - совершенно новое чувство тела, сахарного, золотого, сладкого, почти съедобного. Ну а как "съесть нельзя" - то они хоть "до земли поклонятся" ему как "иконе" и "образу Божию". "Укусить" - нельзя; ну - хоть "поцеловать", "приложиться к иконе". О, это уж непременно разразится: с жаром и волнением, с экстазом, болью и сладостью, как мы и представить себе не можем. Логическое завершение - съесть всего своего "христа" в экстазе, "причаститься" им до косточек".

Вот наглядный пример того, как любовь "пресуществляет" любимое тело. Не раскрывается ли здесь подлинное, мистическое понимание Тайной Вечери? Вот слова Боссюэ: "Что же до человеческой любви, то кто же не знает, что она есть поедание, пожирание, вгрызание зубами в любимое существо, дабы питаться им, соединиться с ним, жить им." Новалис говорит о более высокой стороне любви, его мотивы иные, но и он (хотя и на совершенно ином плане) говорит о тайне любви как о тайне неутолимой жажды, в чём-то подобной таинству Евхаристии.

В любом случае, таинство Евхаристии неотделимо от таинства Любви. Именно любовь даёт тот "градус", который "переплавляет" и "преображает" материю. Потому-то Тайная Вечеря и называется "вечерей любви".


Tags: любовь, христианство, христоверы
Subscribe

  • Африканские сказители былин.

    И. Л. Андреев пишет: "Вместе со своими местными друзьями мне неоднократно доводилось слушать самозабвенное исполнение старинных монотонных…

  • Не свисти.

    "Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов", - пишет…

  • Друиды и папы.

    Общественное устройство древних кельтов не сильно отличалось от современного общественного устройства.. Верхнюю ступень социальной лестницы занимал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments