Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Смысл мистерий.

Блестящий комментарий о. Павела Флоренского на логию из евангелия от Филиппа: "Те, кто говорят, что умрут сначала и (потом) воскреснут, - заблуждаются. Если не получат сначала воскресения, будучи ещё живыми, (то), когда умрут, не получат ничего".

"Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Чтобы умереть вполне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт с м е р т и и дается подвижничеством. В древности училищем смерти были мистерии.

У древних переход в иной мир мыслился: л и б о как р а з р ы в, как провал, как ниспадение, л и б о как в о с х и щ е н и е. В сущности, все мистерийные обряды имели целью уничтожить смерть как разрыв. Тот, кто сумел умереть при жизни, он не п р о в а л и в а е т с я в преисподнюю, а п е р е х о д и т в иной мир. Посвященный не увидит смерти – вот затаенное чаяние мистерий. Не то, чтобы он оставался вечно здесь; но он иначе воспринимает кончину, чем не-посвященный. Для не-посвященного загробная жизнь – это абсолютно новая страна, в которой он не умеет разобраться, - в которую он рождается как младенец, не имеющий ни опыта, ни руководителей. Посвященному же эта страна уже знакома, - он уже бывал в ней, уже осматривал ее, хотя бы издали и под руководством людей опытных.

Он уже знает все пути и перепутья потустороннего царства и переходит туда не беспомощным младенцем, а юношей или даже взрослым мужем. Он, как говорили древние, знает карту иного мира и знает наименования потусторонних вещей. И потому он не растеряется и не запутается там, где от неожиданности толчка и по неопытности, придя в себя после глубокого духовного обморока, не-посвященный не найдется, как поступить, и не поймет, что делать. Этот-то переход в иное царство, при жизни ли или в конце ее, совершается Гарпиями. Демоны или, по-нашему, ангелы экстаза уносят туда душу чрез восхищение ее, восхищают ее. Иногда восхищенная душа возвращается обратно, иногда нет. Но и в последнем случае, повторяю, это не было смертью, а было похищением души в иной мир. Вот почему это ухождение отсюда чрез экстаз, чрез восхищение древними противополагалось смерти: тот, кто при жизни умер для мира, т.е. получил дар восхищаться в миры иные, - тот вкусил бессмертия и, следовательно, умереть не может".

Отрывок из книги «Не восхищением неищева» (Филии. 2, 6-8) (К суждению о мистике).
Сергиев Посад. 1915.
Источник
Tags: аскеза, инициация
Subscribe

  • Культура über alles

    В России никогда не понимали, что культура – основание триады, говоря марксистски, базис, надстройкой которого является история, над коей…

  • О культурных влияниях.

    Вчера стоял на автобусной остановке и обратил внимание на рекламную вывеску на киоске напротив: МАНГАЛЬНЫЙ ХАУС лаваш шаурма люля-кебаб нагетсы…

  • Игра.

    В статье " Больные не играют" говорилось о том, что вся человеческая культура выросла из игры. Йохан Хёйзинга говорит, что от всех…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments