Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Миф о Граале (2).

Несмотря на разнообразие авторов, сюжетов и действующих лиц, большинство этих произведений строится по одной и той же архетипической схеме: Святой Грааль сокрыт в некоем замке, недоступном для большинства людей; только самые благородные и чистые сердцем рыцари могут найти туда путь; не зная дороги, отдавая себя в руки Божии, взыскующие Грааля отправляются в путь в произвольном направлении, идут, "куда глаза глядят", надеясь, что провидение приведёт их к заветной цели; дорогой проходят они через многие приключения и испытания; наконец, самые достойные рыцари-девственники достигают Замка Грааля...

Путь к Замку Грааля описывает Антон Платов в своей книге "Дорога на Аваллон".

рыцарьКак правило, Замок, где хранится Грааль, стоит на вершине горы или на острове, окружённый непроходимым лесом, или потоком бурных вод. Нередко через воды или болота, окружающие Замок, ведёт узкий мост, на котором странника ожидают различные опасности и испытания.

Вода, окружающая Замок, - а равно и "тёмный лес" - в индоевропейской сакральной Традиции связаны со смертью. М. М. Маковский, говоря об этом, приводит примеры соответствующих смысловых рядов: сравн. др.-англ. woel - "вода" и др.-англ. wael - "мертвец", хет. uellu - "загробный мир", литов. weles - "тени мёртвых". То же самое - в отношении "тёмного леса": др.-англ. widu - "лес" и witan - "уходить, умирать" (ср. рус. "дать дуба").

Таким образом, мы видим, что Дорога на Аваллон, где стоит Замок Грааля, пересекает реку Мёртвых, разделяющую миры. И взыскующий Грааля следует дорогой, которую проходят покинувшие наш мир. В конце концов рыцарь выходит на Тропу Мёртвых [1]...

Ведущий в Замок узкий мост над водами (или узкая тропа в "тёмном лесу", или мостовая в болоте) - довольно частый символ, созранённый многими рыцарскими романами. В одном из них мы можем даже найти его имя - Мост Лезвия.

Образ Моста Лезвия очень архаичен; так, мы встречаем его - причём под тем же именем - в древних ирландских сагах о Кухулине: там герой переходит этот мост, чтобы попасть на остров, где обретается некая древняя колдунья, владеющая тайнами боевых искусств и обучающая им тех, кто сумеет перейти на остров. В данном случае мы совершенно явно имеем дело с Владычицей Чаши Грааля, родственной нашим Яге и Мокоши одновременно.

В поздней, профанической, трактовке имя "Мост Лезвия" означает, что мост этот представляет собой узкий и острый гребень, пройти по которому почти невозможно [2]. Глубинный смысл - иной; он становится виден, если принять во внимание семантическую параллель "лезвие-грань", или "лезвие-край" - в английском языке, например, эти два понятия до сих пор обозначаются одним и тем же словом - edge.

Мост Края, Мост Грани... Мы уже знаем, что от чего он отделяет: наш мир от Иного. Или, быть может, наоборот - соединяет?.. Кто знает, что имели в виду древние маги, давая этому мосту над рекой Мёртвых такое название... В любом случае очевидно, что эту Дорогу, - ведущую в Иной Мир через Мост Лезвия, - они знали.

Среди наших весьма ограниченных знаний о них есть замечательное свидетельство об одной из практик посвящения валлийских магов. Ищущий посвящения садился в небольшую лодку, выходил в открытое море и бросал вёсла в воду. Считалось, что подлинный избранник духов не погибнет, но, преобразившись в Котле Перерождения, выйдет на берег другим человеком.

Первое, что бросается в глаза - человек ставит себя на грань смерти, и одного этого уже достаточно для весьма мощной деформации сознания, необходимой для магического посвящения. Это так, но это не всё. Простое нахождение на грани жизни и смерти ещё не делает человека магом. Магом человек становится, добровольно избирая тайную Тропу Мёртвых...

Согласно некоторым указаниям, подобное посвящение прошёл и сам Мерлин - один из величайших магов кельтской Британии середины I тыс. н. э. Совершив Переход в Иной Мир, он принёс в Британию меч Каледвулх, выкованный мастерами Аваллона, - меч, имя которого трансформировалось позднее в Калибурн, а ещё позднее - в Эскалибур, - меч короля Артура...

Судя по тому, как называют его относительно ранние латинские хроники - dux bellorum, т. е. "военный вождь", - мы должны полагать, что по рождению своему Артур был первоначально владетелем одного из многочисленных бриттских княжеств на юго-западе Англии. Артура всегда сопровождал Мерлин - хранитель кельтской традиции и сверъестественного могущества. Находясь под его влиянием, Артур вступил на путь магического странствия-поиска, прошёл этот путь до конца и, выдержав бой со стражем Моста Лезвия, обрёл Грааль.

После этого во дворце Артура - Камелоте - был установлен знаменитый Круглый стол, вокруг которого восседали лучшие рыцари короля. Центром пиршественного стола был добытый Артуром при путешествии в Аннон (потусторонний мир) магический котёл. Двенадцать человек могли сесть за этот стол, а тринадцатое место оставалось пустым: оно было предназначено для ожидаемого рыцаря, превосходящего всех остальных. За этим столом собиралось братство посвящённых рыцарей, известное под названием Рыцарей Круглого Стола. Во время праздника Пятидесятницы от Грааля исходило такое яркое сияние, что горящие свечи меркли в его свете, словно звёзды при восходе Солнца. Тогда каждый из присутствующих получал всё, что он пожелает, прежде, чем он успеет это пожелать. Это - полное счастье, ощущение экстаза и райского блаженства.

  Файл:King Arthur and the Knights of the Round Table.jpg

Продолжение см. Миф о Граале (3).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ср. христианский "узкий" Путь Спасения, который "немногие находят" (Мф. 7:14).

[2] Страшный мост, уменьшенный до размеров линии "тоньше волоса и острей меча" - именно так описан в исламе мост Сират, открывающий путь к Раю.

Tags: инициация, мифология, символика, средневековье
Subscribe

  • Роль воды в процессе превращения обезьяны в человека.

    Согласно одной из гипотез, наши обезьяноподобные предки в период глобального похолодания были вытеснены другими видами на побережье океана. Там они…

  • Где "я"?

    Покажи 15-летнему пареньку, каким он станет в 55, а тем более - в 65 или 75 лет, и он обрыгается от отвращения. И точно так же мерзок и отвратителен…

  • Сознание - штука крайне опасная.

    И. Л. Андреев пишет: "Когда-то, будучи студентом, я купил у букиниста книгу доктора Бутце «В сумерках тропического леса». Событие,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments