Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Между двух полюсов.

"Нет больше той любви, как если кто полужит душу свою за друзей своих", - сказал Иисус Христос (Ин.15:13).

Отсюда самопожертвование - крайнее выражение любви, а убийство - крайнее выражение ненависти

Отсюда становится понятен афоризм схиархимандрита Софрония Сахарова, увиденный мною в ЖЖурнале mmekourdukova :

"Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один — любовь к Богу до ненависти к себе; другой — любовь к себе до ненависти к Богу."

ermite_17 подсказывает, что о. Софроний неточно цитирует "О граде Божием" Августина (De Civ. Dei, XIV, 28): Fecerunt igitur civitates duas amores duo: terrenam scilicet amor sui usque ad contemptum dei; caelestem vero amor dei usque ad contemptum sui “Создали две любви два града: град земной любовь к себе до презрения к Богу; град же небесный любовь к Богу до презрения к себе”, contemptum - не "ненависть", а именно "презрение".

Но это не меняет дела: св. Франциск Ассизский испытывал именно презрение к собственному телу и называл его "братом ослом". Он обычно говорил, что "брата осла" нужно всё время понукать и подстёгивать, кормить плохим кормом и вообще обращаться с ним как с настоящим ослом. Надо сказать, что такая ненависть, или такое презрение к телесным потребностям является общим правилом среди христианских подвижников. Тут можно привести массу примеров; приведу лишь один, наиболее колоритный. У одного египетского отшельника спросил ученик, какую одежду дозволено носить монаху. Тот ответил: выброси на дорогу одежду, и если через трое суток никто из прохожих не поднимет её, тогда считай, что это одежда как раз для тебя.

Тут речь идёт о двух принципиально разных концепциях мировидения.

Согласно одной концепции, в центре вселенной находится человеческое "Я", а весь мир вокруг представляется как "пища" для удовлетворения похоти. Если какой-то человек мешает этому насыщению брюха, его надо устранить с пути как помеху. С Богом посложнее, Его нельзя "устранить", ну, тогда, хоть "возненавидеть" Его.

Согласно другой концепции, в центре мироздания находится Бог, или судьба, которая "послушных - ведёт, а непослушных - тащит". "Непослушные" - это те, которые ставят своё человеческое "Я" превыше всего, "ueber alles". Всё равно судьба сломает, как бы человек не топорщился. И не таких Наполеонов обламывала! Так не лучше ли "задвинуть" собственное "Я" куда подальше? Вот это "задвигание" "Я" и есть "ненависть к себе". По сути, это - акт самопожертвования. Но без такого самопожертвования невозможно новое, духовное рождение. Апостол Павел пламенно стремился к тому, чтобы его ученики достигли того же, чего достиг он: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19). Очевидно, что это "изображение Христа" и есть summum bonum христианства. И пока в человеке присутствует его "Я", божественной благодати не видать ему как собственных ушей, Христос не изобразится.

И вот так, из-за любви к высшему, божественному "Я" человек приносит в жертву ненавистного и постылого "ветхого Адама". Со стороны, для тех, кто не посвящён, этот акт самопожертвования может выглядеть как самоубийство. Так, наверно, смотрел Пьетро Бернардоне на своего сына Франциска, когда он бросил ему свои одежды и сказал, что отныне у него нет иного отца, кроме Отца Небесного.

В принципе, это всё логическое продолжение всех сегодняшних размышлений в постах Самое значительное из современных заблуждений, Цивилизация комфорта и гибель традиционной семьи и Путь страданий есть путь познания.
Tags: любовь
Subscribe

  • Про африканских шаманов-целителей.

    Из книги Сьюзен Кемпбелл " Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители": " Целители считают, что время имеет отношение только к…

  • Сознание определяет бытие.

    Теоретическая работа — в этом я убеждаюсь ежедневно — даёт больше, чем практическая; стоит только революционизировать царство…

  • "Если не умалитесь как дети..."

    Такой вот парадокс я заметил. С одной стороны, многие путешественники и этнографы отмечали мягкость характера, честность, гостеприимство саамов или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments