Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ.

Один человек искал обиталище Иисуса Христа на земле и, пришедши в монастырь, спросил: не тут ли Он, - но ему ответили: "был раньше, а теперь куда-то ушёл". Тогда человек стал искать Христа среди священников, но те ему ответили: "мы только слышали о Нём, а сами Его не видели; мы живём не ради Иисуса, а ради хлеба куса". Не нашёл человек Христа и среди судей, не было Его и среди царей... И в отчаянии схватился человек за голову: как же жить на земле без Христа, без воплощённой Красоты, Чистоты и Любви? И услышал человек голос: "Что ты ищешь Живого среди мёртвых? Его здесь нет"... И задумался человек, и решил: а дай-ка я поищу Его в сердце своём! [1]

Вот так или примерно так образовались все старые русские секты - христоверы, скопцы, духоборы и молокане. Все они придерживались понятия веры "в духе и истине", но подходили к нему по-разному. Если христоверы и скопцы, помня, что "дух животворит, буква же не пользует нимало", делали в своём вероучении упор на "дух", то есть оно носило у них преимущественно мистический характер, то духоборы и молокане выступали с вероучением, носившим более рационалистический характер, и делали упор на "истину". Тем не менее, при всех внешних отличиях между старыми русскими сектами, грани между ними были взаимопереходимы, что в немалой степени объясняется участью их приверженцев - жертв неоднократных репрессий со стороны самодержавия.

Вероучение "духовных христиан" основано на духовном, аллегорическом толковании книг св. Писания, диаметрально противоположном направлению, в котором шли "буквенники", ревнители старого обряда, "Исуса" и "сугубой аллилуйи". В следующем духоборческом стихе ясно высказалось это отпадение от буквы, переход от хранения и спасения древних книг и обряда к огромной внутренней работе духа:

"Стечемся, братие,
Во храм нерукотворный!
Поклонимся духом
Истинному Богу".

Продолжение см. Христоверы (1).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Для католиков (и протестантов) Бог по преимуществу трансцендентен, то есть находится вне человека, действуя как внешний надзиратель за его поведением. В православной же традиции Бог, по преимуществу, имманентен. Христос (потенциально) живёт в глубинах человеческой души как скрытая основа личности. В России крайним выражением этой тенденции коллективного народного бессознательного явилось учение Л. Н. Толстого. Философский максимализм великого писателя чутко уловил ведущую духовную склонность православия и отразил её в своём творчестве.
Tags: христоверы
Subscribe

  • О выборах.

    Пишут, что какие-то депутаты требуют отменить итоги выборов в России "из-за многочисленных нарушений". Ну, ей-богу, как дети малые и…

  • Советские баи.

    Из книги И. Л. Андреева "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 81): "Как-то мне пришлось работать в…

  • Почва для произрастания демократии.

    "Социально-психологической «подложкой» ряда наиболее благополучных и успешно развивающихся стран современной эпохи являются…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments