Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Опасности паломничества.

Число погибших паломников, совершавших хадж в долине Мина под Меккой, превысило 700 человек. Агентство CNN со ссылкой на саудовский государственный телеканал Al-Ekbariya сообщило о 717 погибших и 805 пострадавших в давке. Twitter саудовского управления гражданской безопасности дает соответственно 719 погибших и 863 пострадавших.

Трагедия случилась в день Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) в долине Мина, где проходит являющийся частью хаджа ритуал побивания шайтана камнями - бросания камней в столбы (джамарат). Именно здесь чаще всего происходит давка из-за чрезвычайно высокой плотности паломников. Нынешняя трагедия - самая тяжелая за 25 лет: в 1990 г. 1426 человек погибли в тоннеле, соединяющем Мину с Меккой.

Глава Чечни Рамзан Кадыров выразил глубокие соболезнования семьям погибших в долине Мина паломников. "Русской службе новостей" он сказал, что "Аллах прощает все грехи тем, кто умер, совершая хадж. Каждый мусульманин хочет увидеть Аллаха. То есть это и трагедия, и большой подарок от Всевышнего". 



Надо сказать, что случаи массовой гибели людей во время хаджа всегда имели место быть. РИАНОВОСТИ приводит случаи массовой гибели людей во время хаджа в 2001-2015 годах. Однако все эти случаи - ничто по сравнению с гибелью паломников в средние века.

Ныне паломники добираются к святыням на самолётах, комфортабельных автобусах и поездах, а раньше топали своими ножками всю дорогу, аж до самого Иерусалима. И сколько всяких опасностей подстерегало пилигримов на пути - одному Богу известно. Гибли они и от холода, и от голода, и от болезней, и от рук всякого рода злодеев... Но эти смертельные опасности не останавливали желающих отправиться в "крестовый поход". Крестоносцами становились даже дети... Умереть на пути к святой цели считалось высшим благом.

Об этом писал средневековый монах-хронист Радульф Глабер: "...В то же самое время шли бесчисленные толпы со всех концов мира для посещения св. Гроба Спасителя в Иерусалиме. Никогда не поверили бы прежде, что это место произведет такое изумительное стечение народа. Сначала отправлялся туда простой народ, потом зажиточные люди; далее, могущественные короли, графы, маркизы, прелаты; наконец, чего прежде не бывало, странствование предпринимали многие женщины, богатые и бедныя; встречались и такие люди, которые желали лучше умереть там, нежели возвратиться на родину".

Паломничество как вид христианского подвига, сопряженного со всевозможными лишениями и скорбными обстоятельствами, возникло очень давно. На Руси православное паломничество издревле вошло в плоть и кровь наших предков. Порой некоторые из них доходили даже до древней Палестины. Тем самым они совершали своеобразный духовный подвиг. Однажды паломничество в Святую землю совершил и Н. В. Гоголь. Намерение известного русского писателя было продиктовано его стремлением к духовному возрождению. Сам Гоголь оценивал это важнейшее событие в своей жизни как вершину своего духовного обновления и совершенства.

Паломничество к святым местам обладает терапевтическим эффектом; описаны бесчисленные случаи исцелений либо на пути к святыням, ливо у самых святых мест. "Физиологию" исцелений понять не трудно: когда человек имеет высокую цель и ежедневно стремится к ней, все его органы начинают работать слаженно, как солдаты в строю. Происходит "мобилизация" всех ресурсов организма, и всякие злокачественные опухоли "перегорают" в напряжении похода; организм их буквально "съедает". Однако, для того, чтобы произошло чудо исцеления, надо очень постараться, надо совершить усилия, равнозначные подвигу.

Ну, а где подвиг - там и опасность. Опасность заложена в самой идее паломничества как преодоления расстояния до заветной цели. Не будет преувеличением сказать, что сия опасность по сути своей является одним из видов инициатических испытаний. Да, случаются трагедии, потому что иногда испытания оказываются "запредельными". Но это не повод подвергать сомнению духовную ценность паломничества. В конце концов, влюблённые Ромео и Джульетта покончили самоубийством, однако это не значит, что любовь обязательно и непременно приводит к самоубийству.

Конечно, настоящее, традиционное паломничество может быть только пешим "крестовым походом". Типа "крестных ходов", которые совершаются кое-где и ныне.

Иринарховский Крестный Ход

Между прочим, русский художник И. Е. Репин изобразил и "опасность", и "преодоление опасности" в своей шедевральной картине "Крестный ход в Курской губернии".



Обратите внимание, как парнишка-калека устремился к святыне, а мужик палкой преграждает ему путь. Может ведь этой палкой и по спине, и по голове "треснуть". А сзади полицейский смотрит, может и нагайкой "огреть"...

"Автобусные туры" по святым местам - это профанация паломничества, полнейшее искажение самой идеи христианского подвига. Разве Григорий Распутин стал бы Распутиным, если б он ездил по монастырям в комфортабельных автобусах (или каретах)?! Нет, нет и ещё раз - нет! Все свои сверхъестественные способности он приобрёл в многочисленных пеших "крестовых походах" по великим просторам Руси. Как пел Николай Расторгуев, "дайте, дайте мне песен расейских, // я босой обойду пол-страны...".

Исламский журнал UMMA Islamic Magazine пишет: "В наши дни паломники добираются до Мекки на самолете за считанные часы, на автотранспорте − за считанные дни. Однако до XIX века, чтобы отправиться в Мекку, нужно было присоединиться к каравану, состоящему из верблюдов, мулов и лошадей. Тогда было три основных караванных пути: египетский (который начинался из Каира), иракский (отправлявшийся из Багдада) и сирийский (после 1453 года караван отправлялся из Стамбула, собирая по дороге паломников, и через Дамаск добирался до Мекки).
Так как путешествие длилось в лучшем случае несколько месяцев, иногда от 1 года до 2 лет, паломники брали с собой все необходимое. Дороги были небезопасны из-за разбойников. Приходилось преодолевать столь трудные и опасные участки пути, что многие гибли от стихийных бедствий, тяжелых природных условий и болезней".

То есть мы видим, что в исламе паломничество обратилось в такую же профанацию, как и в христианстве: "до Мекки за считанные часы". Рабиа аль-Адавия аль-Басри́ добиралась до Мекки несколько лет. Даже когда её покидали силы, она продолжала движение, передвигаясь на коленях и просто ползком. Её волю к жизни поддерживала только любовь к Всевышнему, и она непрерывно устремлялась к Нему в своих помыслах и молитвах. Но зато она возвратилась в Басру суфийской святой, одним из величайших исламских аскетов.

Ныне автобусы и самолёты отняли у паломников возможность пострадать. Однако эта потребность страдания сидит очень глубоко в человеческом подсознании. И иногда каким-то невероятным образом она прорывается из коллективного бессознательного, и тогда случаются трагедии. Наверняка таких массовых трагедий не было бы, если б мусульмане добирались до Мекки пешком или на верблюдах, как в стародавние времена. Конечно, при таком раскладе совершались бы другие, менее заметные, трагедии на огромном пространстве от Марокканских пустынь до Тянь-Шаня и Памира. Потому что страдание "вписано" в саму идею паломничества. И от этого никуда не денешься. "Путь страданий есть одновременно и путь познания; и чем значительнее первое, тем глубже второе" (Хольгер Кальвайт).
Tags: инициация, ислам, христианство
Subscribe

  • Аза.

    Была у меня собака. И не стало её. Умерла. Такова судьба всех живых существ: что однажды родилось, то когда-нибудь непременно умрёт. Если было…

  • Обыкновенное чудо.

    На днях я случайно увидел афоризм, который сразу же запечатлелся в моём сознании: " Когда ты в лесу, ты становишься частью леса. Попал под…

  • Полинезийцы: борцы со временем.

    Википедия в статье " Полинезийцы" сообщает: " Аристократы Полинезии заучивали на память и помнили по 20-30 поколений своих предков. К…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments