Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Христоверы (4).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2) и Христоверы (3).

В. Розанов был уверен в прямом родстве, и даже идентичности, русского "хлыстовства" с античными мистериальными культами: "это как грибы, белые и боровики: одна порода". Мы уточним: "одна порода", выросшая в разное время на почве единой мировой мистической Традиции. У первобытного шамана, античного посвящённого в Элевсинские мистерии, древнеславянского языческого волхва, православного подвижника, занимающегося "умным деланием", и христоверческого пророка действительно много общего, ибо все они - мистики, однако было бы неверно считать, что все они учились друг у друга. Волхвы не совершали паломничества в Элевсин, а православные подвижники не перенимали духовный опыт волхвов. Нет, Традиция "прорастает корнями" во всех обществах и во все времена; духовный "мицелий" присутствует везде, и если он попадает на благоприятную почву, происходит бурный рост мистических культов-"грибов", которые принимают те или иные формы народной культуры. Поэтому неверно считать радельную пляску христоверов точным воспроизведением какой бы то ни было древней обрядовой практики. Кружение, как средство довести до экстаза религиозную восторженность, было, вероятно, постепенно найдено, "открыто" христоверами, и нисколько не было заимствовано ими от каких-либо малоисследованных древних сект, мистических плясок дервишей или античных оргиастических мистерий. Наиболее приемлемая гиптеза генезиса радельной пляски была предложена ещё Д. Г. Коноваловым, указавшим на связь "хождений" с "национальными игрищными и хороводными плясками". Действительно, уходящие в самую архаическую древность хороводы являются самой близкой аналогией радельному танцу.

Хоровод 2
Алексей Саврасов. "Хоровод в селе". 1873-74 г.г.

Хороводы раньше крестьяне устраивали в каждом селе. Другое дело, что обычный хоровод есть всего лишь танец, и не более того. Однако, при известных условиях и обстоятельствах, хоровод - уже не просто танец, а, например, зикр, в котором танцующие обретают единство и духовные силы.

Зикр

Зикр напоминает миниатюрный обход Каабы мусульманами во время хаджа.



Отличие лишь в том, что в восточном углу Каабы находится вмонтированный в серебряную оправу Чёрный камень, а в центре зикра - ничего нет. Хотя центр хоровода предполагает, чтоб там что-то было. И вот, когда в центре появляется некая святыня, хоровод автоматически превращается в радение. Этой святыней может быть и человек - "Божий человек" из тех же калик перехожих, пророк, или "христос", как у христоверов. "Божии люди" всегда были на Руси, и поэтому никому ещё не удавалось установить время зарождения христоверчества и его "отцов-основателей"; корни сего явления теряются во мраке веков. До нас дошли предания о некоем Аверьяне-"христе", жившем ещё во времена Дмитрия Донского, и об Иване Емельяновиче, бывшем при царе Иване Грозном.

Об Емельянове у "хлыстов" сохранилось предание, что он был московский житель, Кадашевской слободы, и было у него двенадцать апостолов. Царь Иван Васильевич, узнав, что Емельянов умеет предсказывать будущее, велел привести его к себе и спросил: "Правда ли, про тебя, Ванька, идёт людская молва, что ты пророчишь?" На это Емельянов отвечал: "Ванька-то ты, а не я. Я - сын Божий Иоанн. Ты царь земной, а я - небесный". Царь разгневался, бросился на Емельянова, хотел его ударить своим железным костылём, но Емельянов погрозил ему пальцем, и царь упал ниц. Показалось ему, что перед ним стоит истинный Иисус Христос, как Он изображён на иконе в Успенском соборе с угрожающим перстом. Тогда царь Иван Васильевич с честью отпустил Ивана Емельянова и будто позволил ему идти на все четыре стороны со своими двенадцатью апостолами и с разными силами небесными. То и другое предание сохранилось в хлыстовских песнях. Вот песня, употреблявшаяся хлыстами Воронежской губернии при их радениях:

Благослови, господь, воспеть,
Нам «Христос воскрес» пропеть!
Полно, детушки, терпеть,
Разорви греховну сеть,
От темницы каменной
Выходил сам бог живой,
Выходил сударик наш,
Яко вековечный страж,
Говорил деткам Своим:
«Собирайтесь в Русалим [1]»,
Мои милые дружки,
Сотворите-ка кружки,
На том месте на святом,
Где татарином клятом
Снята главушка с христа,
Ровно серпиком с листа».
Как ходили на Мамая,
Люди божьи, не хромая,
Христа бога поминая,
Христа, сударь, Аверьяна,
Аверьяна, не буяна,
Распинали же его,
Христа бога моего,
Как на поле Куликовском,
Во наездии Ростовском(?)…
Богу слава и держава
Во веки веков. Аминь.

До раскола 1666 года русский народ называл свою веру "хрестьянской", православной (редко), но чаще всего "хрещёной" ("крещёной"). Свою "крестьянскую" веру народ противопоставлял всем иным: латинской, люторской, жидовской, бусурманской, смешивая их и одинаково считая сатанинскими. Злополучные "реформы" патриарха Никона и императора Петра I привели к расколу русского народа на хранителей "крестьянской" веры отцов и приверженцев новой православной веры, которая мало чем отличалась от люторской. Дело в том, что в течение XVIII - XIX столетий православные богословские школы находились под сильнейшим влиянием немецкого протестантского богословия. Оттуда заимствовались аргументы, термины, стиль размышления. Вторжение западных влияний было столь тотальным, что протоиерей П. Светлов вынужден был горько сказать: "Западные богословы с полным правом могли бы нас назвать воришками - мелкими и крупными, смотря по чину". С великой скорбью еп. Феофан Затворник упрекал государственную и церковную власть за попустительство этому весьма тяжкому греху. Но слова его остались "гласом вопиющего в пустыне".

При Петре I резко усилились позиции протестантизма в России, так как многие сподвижники царя были выходцами из Германии, Голландии и других протестантских стран. До самого воцарения Елизаветы Петровны протестантизм в России был как бы под неким особым и преимущественным покровительством государственной власти и даже государственных законов. Петровское правительство старалось создать впечатление, что православие есть некий своеобразный ритуалистический протестантизм, что православие и протестантизм легко согласимы [2]. Впоследствии Екатерина II утверждала, что "нет почти никакого различия" между православием и лютеранством.

В результате "реформ" Петра I обездоленное русское монашество являло жалкую картину распада и разложения. С момента отнятия у монастырей вотчин богатые обители обеднели до крайности, а средние закрылись. Во многих монастырях храмы нередко стояли без куполов и крестов, крыши их прорастали мхом, кельи, покосившись в сторону, стояли на подпорках, ограды были полуразрушены. В монастырях доживали свой век престарелые и больные монахи, но иногда все "разбродились розно" и монастырь уже закрывался сам собою.

Для поверхностного взгляда могло казаться, что русское монашество уже окончательно погибло. На самом же деле разрушение монастырей привело только к тому, что духовно одарённые натуры замкнулись вокруг себя и ушли в скрытую для мира внутреннюю жизнь. В эпоху репрессий вера продолжала жить в качестве веры, а не в количестве храмов, она ушла в глубину людских сердец.

В народе давно уже проснулось подозрение, что православное царство повредилось и произошла тайная измена истинной веры. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел Антихрист. Поэтому народное православие разрывает с церковной иерархией и государственной властью. Истинное православное царство исчезает в лоне Матери - Земли. С этим связана легенда о Граде Китеже, скрытом под водами озера.

Будучи хранителями Традиции, калики в числе первых ощутили на себе разлагающее вторжение на Русь западного апостасийного духа, духа Антихриста.

Чаепитие в Мытищах
Художник Перов. "Чаепитие в Мытищах".

Как и старообрядцы, они противились европеизации России. Но под грубым давлением сатанинских, апостасийных сил они были вынуждены отступить в глухие леса, прятаться в подвалах, землянках и других убежищах. Православная иерархия враждебно относилась к этим странствующим апостолам, обвиняя их в ереси. Они подлежали заключению в тюрьму, если их заставли проповедующими народу.

Гонения спровоцировали "самоумаляющееся до поры до времени могущество" калик к открытому обнаружению себя как особого, духоносного апостольства. Именно под влиянием этого апостольства из среды радикального старообрядчества и возникла "тайная Церковь ап. Иоанна".

Таким обрахом, "хлыстовство" можно рассматривать как "осколок Святой Руси", как прямое наследие "хрестьянской" веры, как сокровищницу тайноведения и последний оплот живой Традиции.

Продолжение см. Христоверы (5).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] То есть Иерусалим. "Хлысты" и скопцы места своих молитвенных собраний называли "Русалимом" или "домом Божиим".

Кстати, если сами христоверы называли свои места проведения мистических хороводов "Иерусалимом", то как бы эти места посторонние люди? Название "христы" переиначили в "хлысты", дабы не осквернялось имя Спасителя, а "Иерусалим" по этой же причине могли переиначить в "Вивилон", дабы не осквернялось имя святого города.

На русском Севере каменные лабиринты назывались "вавилонами". Исходя из чёткой оппозиции между именами "Иерусалим" и "Вавилон", можно предположить, что лабиринты назвали "вавилонами" потому, что в них происходили некогда мистические радения-хороводы.

[2] Особенно тёплые связи установились почему-то между православием и англиканством. Даже в советские времена бросались в глаза многочисленные совместные конференции и встречи англиканских и православных епископов и богословов.

Tags: христоверы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Антикоррозийное.

    Несколько лет назад я купил и повесил на заборе новый почтовый ящик. Смотрю, он уже поржавел. Всего лет пять или шесть прошло... Проснулся среди…

  • Записи за первую половину февраля.

    О воспитании детей в Африке. Негосударственные деньги Африки. О женском обрезании. Африканское традиционное воспитание детей. «Женитьба на…

  • Всё как у людей.

    Сегодня в городе наблюдал сцену из собачьей жизни. Стою на остановке, жду автобуса, смотрю - мимо дворняжка пробегает. А немного подальше, рядом с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments