Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Христоверы (6).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4) и Христоверы (5).

Одним из учеников старца Капитона был Данила Филиппов, беглый солдат, крестьянин Костромской или Владимирской губернии. Ему было много разного рода откровений и видений, а однажды он взошёл на гору Городину и здесь, среди ангелов, сошёл с неба на него сам Господь Саваоф, "ради беспорочности его жизни, чистоты сердца и святости дел" [1]. С этого времени (1645) Данила Филиппов объявил себя "верховным гостем", "превышним богом", "воплотившимся саваофом" и стал странствовать по Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниям.

Нововведения патриарха Никона вызвали горячие споры о том, можно ли спастись по новым книгам или для спасения необходимы только старые. Данила говорил, что ни те, ни другие никуда не годятся и что для спасения души необходима одна - "Книга Золотая, Книга Животная, Книга Голубиная, Сам сударь Дух Святой". Истинные христиане получают знания лишь от Духа Святого, а слуги антихристовы, не имея внутреннего откровения, поучаются из "внешних" книг. Всё Писание есть только "учение внешнее", ещё недостаточное для спасения и приближения к Богу, Которого можно достичь лишь посредством чтения "Книги Животной", находящейся в сердце человеческом, и посредством пребывания во "внутренней церкви", которая "не в брёвнах, а в рёбрах". Похнание духовных истин может быть приобретаемо только изнутри, а не извне, не от внешнего учителя или Писания, а лишь от Божественного Духа, построившего Свой Храм внутри нас (1 Кор. 3:15) [2].

По наставлению Божественного Духа, Данила утопил в речке книжное Писание [3] и объявил новое учение, состоящее из двенадцати заповедей:

  • Азъ, Данила, есмь Бог, пророками предсказанный. Несть другого бога, аще мене [4].

  • Нет другого учения. Не ищите его.

  • На чём поставлены, на том и стойте.

  • Храните Божьи заповеди и будете вселенныя ловцы.

  • Хмельного не пейте, плотского греха не творите.

  • Не женитесь, а кто женат, живи с женою как с сестрой.

  • Скверных слов не говорите.

  • На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте.

  • Не воруйте. А кто единую копейку украдёт, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение приимет.

  • Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнём жечь — терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит Царство Небесное, а на земле - духовную радость.

  • Друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, Бога молите.

  • Святому Духу верьте.


"Каждый человек, - так формулирует Пругавин учение христоверов, - кто будет только искренно и во всём следовать по стопам Христа, может сделаться таким же сыном Божиим, каким был Иисус" (цит. по: Абрамович Н. Я. Религия земли и духа. - М., 1918, с. 27). Или, как говорит Анни Безант, "достигший полного возраста Христа знает, что его место в мире - быть Спасителем и Искупителем человеческих грехов. Он пребывает в самом Сердце мира, в его Святая Святых, как Первосвященник человечества" (Безант А. Эзотерическое христианство. - М., 1991, с. 115-116). И далее: "Каждый сын человеческий может стать таким проявленным Сыном Божиим, таким Спасителем мира. И в каждом подобном Сыне "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). Вот почему Данила Филиппов, человек по внешнему виду такой же, как все, стал для своих последователей "богом-саваофом", какой-нибудь неизвестный дотоле Иван или Сидор станет "христом", а девушка или женщина - "богородицей". По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос [5], новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).

Продолжение см. Христоверы (7).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на Порфирия Корнеевича Иванова, как некогда на Данилу Филиппова, нашло некое "просветление", которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой. И с тех пор, как считают его ученики (ивановцы), он стал "материализованным духом Бога Отца".

Порфирий ИвановПосле этого "просветления" Порфирий приобрёл особые свойства: претерпевал любой мороз и стужу, зимой и летом ходил в одних трусах, мог долго находиться под водой и даже мог исцелять болезни. Глядя на Порфирия, можно представить и старца Капитона, как он ходил по Вязниковским лесам зимой с голыми ногами.

Некоторые ивановцы, подражая своему учителю, питаются только раз в день, круглогодично обливаются холодной водой и несут другие "аскетические подвиги". В результате у них появляются экстрасенсорные способности, слышание голосов, видения, а то и прямое общение с духом учителя. Как утверждают ивановцы, "один посредник у нас, один ходатай за нас перед Богом и природою - Господь Животворящий Порфирий Корнеевич Иванов". Говорят, что сам Иванов, показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, будто бы намекал им на распятие "брата своего".

Незадолго до смерти Иванова наиболее продвинутые его ученики собрались на священном для них месте, Чувилкином бугре, и пытались принять роды одной из ивановок, считая, что должен родиться аутотрофный (бессмертный) человек. Они собирались кормить его не молоком, а своей биоэнергией. По их прогнозам, должен был родиться мальчик, который, благодаря рождению на святом месте и питаемый вместо пищи биоэнергией ивановцев, должен был стать бессмертным и открыть новую эру аутотрофных людей. В это дело вмешалась милиция, рожающую женщину забрали медики и, по слухам, она будто бы родила девочку, но какова дальнейшая судьба судьба этой девочки - неизвестно; в общем, дело "тёмное".

[2] Здесь вступает в силу столь свойственное "людям Божиим" отношение к св. Писанию, выраженное в "Голубиной книге" словами премудрого царя Давыда Евсеевича (имеется в виду библейский царь-псалмопевец Давид):

"Умом нам сей книги не объяти
И очам на книгу не обозрити
".

Ведь даже Исай-пророк

"Читал он книгу ровно три года,
Прочёл из книги ровно три листа
".

По словам "богородицы" Авдотьи, "кто всю энту книгу Библию прочтёт - тот с ума сойдёт". По её же словам, "ангелы небесные ничего не читают. Господь наш Саваоф ничего не читает. Все святые, пророки и апостолы ничего не читали и не писали" ("Заря", 1869, № 10, с. 14).

Кстати, в своей работе "О тщете искусств и наук" Агриппа Неттесгеймский высказался в похожем смысле: если кто-либо хочет что-либо уразуметь в себе самом и в мире, он должен, прежде всего, разувериться в книжном познании. В конце XVIII века аналогичную мысль выразил Л. К. де Сен-Мартен.

[3] В некоторых буддистских монастырях учитель иногда поддерживает огонь статуэтками святых и отдаёт для кощунственного потребления священные книги, дабы научить неофитов, что буква убивает, а дух животворит.

[4] Возможно, эти слова были грубо искажены или даже сочинены православными сектоведами, а затем приписаны Даниле Филиппову с целью продемонстрировать его бесноватость. Ведь "нечистые" больше всех любят попадать "из грязи в князи". Известно, что в общении с болящими бесы довольно часто называют себя королями, князьями и герцогами. Из классической демонологии мы знаем некоторые из подобных имён: князь мира сего, царь над всеми сынами гордости, герцог ада... А вот плоды масонской фантазии (согласно Ю. Ю. Воробьевскому): Принц Иерусалима, Возвышенный Принц королевского секрета, Великий Верховный Жрец или Возвышенный Шотландец Небесного Иерусалима, Князь Дарохранительницы, Рыцарь Истинной Арки Соломона... Это в Шотландском обряде. В Египетском названия иерархов отдают уже явной сумасшедшинкой: Верховный Командор Светил, Высочайший Князь Священной Завесы, Наипрекраснейший Первосвященник Изиды...

Да, на гордыне бесы подлавливают ловко. Не был ли "уловлен" в их сети и Данила Филиппов? Его "первая заповедь" диаметрально противоположна высказыванию св. Варсонуфия: "Смирение состоит в том, чтобы считать себя землёю и пеплом на деле, а не на словах только". Согласно православной традиции, чем человек действительно, а не мечтательно ближе к Богу, тем он чувствует себя недостойнее, грешнее всех человеков.

Однако, вместе с тем, любопытно заметить, что по-древнееврейски слово "ангел" звучало как "мелеак", а слово "царь" - "мелек", что явно указывает как на этимологическую, так и на смысловую близость этих концепций. Не случайно также и в христианской ангелологии Дионисия Ареопагита ангельские чины характеризуются сугубо царскими атрибутами: могущества, власти, троны и т. д. Для человека вступление в ангельский мир характеризуется как раз царским преображением - душа и жизнь обретают неподвижный центр, и динамика личного существования превращается из хаотических рывков по всем сторонам в мерное круговое движение, по спирали ориентированное к упорядочивающей внутренней точке, к стихии умственного огня. Человек прекращает быть рабом внешних импульсов и сил, становясь "автократом", "самодержцем" души. Отсюда - чувство собственного и царского достоинства, и это своё ощущение простой крестьянин Данила выразил может быть грубо и прямолинейно, "по-мужицки": "Азъ, Данила, есмь Бог..." (ср. 2 Кор. 11:5,23; 1 Кор. 9:15).

Однако в дальнейшей истории "хлыстовства" мы видим, что эта "первая заповедь" не соблюдалась: все "хлысты" имели дома иконы, молились в православных храмах, а значит подходили под благословение и целовали крест с распятием Спасителя, "хлыстовство" процветало в православных монастырях, где уж никак не могли принять эту "первую заповедь" (в контексте отрицания божественности Иисуса Христа), у "хлыстов" были многие другие "христы" и "богородицы", - и всё это говорит за то, что в реальности этой "заповеди" скорее всего не было или же она была сфальсифицирована православными сектоведами.

[5] Ср. знаменитый советский лозунг: "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!"

Tags: христоверы
Subscribe

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments