Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Христоверы (9).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7) и Христоверы (8).

Из указа императрицы Анны Иоанновны от 7 июня 1734 года видно, что "хлыстовщина" к этому времени была распространена по всем центральным губерниям России, особенно же в Москве, где в некоторых домах "разных чинов люди, старцы и старицы собираются в праздники по ночам...". На этих таинственных собраниях можно было нередко встретить людей самых разных сословий и званий: тут и князь, чуть ли не от Рюрика ведущий свой род, тут и крепостные мужики с бабами, тут и вельможный сановник, близкий ко двору, тут и мещане, и гвардейские офицеры, и прислуга, и великосветские дамы, и юродивые, и купцы, и монахи...

Во главе христоверческих общин или "кораблей" [1] нередко стояли в то время титулованные представители знати - князья и графы. Так, в Звенигородском уезде Московской губернии местным "кораблём" долгое время управлял князь Ефим Васильевич Мещерский. Будучи родственником княгини Троекуровой [2] и заключённой в Суздале царицы Авдотьи Фёдоровны, этот князь принадлежал к противникам Петровых преобразований. В своём селе Козьмадемьянском он устроил "дом Божий" и вёл уединённый образ жизни. Про князя ходила молва, что он очень богат и подаёт много милостыни, принимает странников, занимается изгнанием бесов из одержимых и расслабленных. В часовне у него и мощи, и святая вода, и чудотворный образ Смоленской Богородицы, и с диковинным звоном какой-то стеклянный колокол со стеклянным же языком. К нему московские христоверы ходили толпами. Это обстоятельство обратило на себя внимание властей, - "как бы чего не вышло!", - и князь Мещерский был сослан на Соловки, где долгое время томился в суровом заключении монастырской тюрьмы.

Вообще, московская знать оказала огромные услуги в деле распространения христоверия. Граф Пётр Борисович Шереметев,

P.B.Sheremetev by I.Argunov (1760, Ostankino).jpg

княгиня Мария Юрьевна Черкасская,

ПОДАРОК ОТ КНЯЗЯ ЧЕРКАССКОГО

княжна Дарья Фёдоровна Хованская, вдова Мария Михайловна Чаадаева, графиня Головкина, Настасья Лопухина - все эти лица всячески покровительствовали "христам" и щедро наделяли их средствами. Между прочим, московские бояре выстроили для "христа" Андреяна Петрова большой дом, который затем превратился в один из главнейших "кораблей" и долгое время был известен среди христоверов под именем "Божьего дома" и "Нового Иерусалима" [3].

Подпольной, потаённой "Церкви св. Иоанна" симпатизировали все, кто находился в духовной и социальной оппозиции светской власти. Поэтому нет ничего удивительного, что притесняемое светскими властями монашество приютило в своих стенах многих "людей Божиих". "Хлыстовские" старцы и старицы нашли для себя внутри монастырских стен подготовленную и весьма восприимчивую почву; посеянные ими семена не замедлили дать дружные всходы: Варсонофьевский женский монастырь всецело, даже с игуменьей, принял христоверческое учение, Ивановский монастырь также почти в полном составе перешёл в "хлыстовскую" веру. Множество последователей и последовательниц "хлыстовщины" оказалось и в других московских женских монастырях - Никитском, Егорьевском, Страстном, Рождественском, и в мужских - Чудовом, Николаевском, в Богословской пустыни; некоторые из них сделались местами собраний "хлыстов" со всей Москвы.

Духовные и светские власти были сильно обеспокоены быстрым распространением христоверия. Но некоторое время они, по-видимому, не решались прибегнуть к репрессиям в виду тех связей, которыми располагали многие из представителей московской аристократии, принадлежавших к христоверческим "кораблям".

Наконец, в 1745 году над христоверами разразился страшний погром с пытками, батогами и дыбой. В одной только Москве были арестованы 333 человека, в том числе княжна Хованская, помещица Чаадаева, священник Васильев, иеромонах Варлаам Федотов и множество монахов, монахинь, стариц, белиц, мужиков и баб. Христоверческие "кормщики" были публично обезглавлены; другие "хлысты", "менее виновные" (по понятиям властей), были наказаны кнутом и сосланы в Сибирь "на вечное поселение".

В Петербурге среди прочих "хлыстов" были арестованы: капитан Смурыгин, страстный проповедник христоверия, и прибывший из Москвы любимец тамошней знати Андреян Петров. Капитан Смурыгин на всех допросах держал себя стоически: на дыбе и под кнутом он утверждал, что в христоверческом учении не видит ничего противного духу православной Церкви. Андреян же не вынес пыток: кнут и встряска на дыбе вынудили у него раскаяние и отречение от своей веры.

Андреян и другие христоверы свято верили в то, что человек силой своего деятельного подражания Иисусу Христу в конечном итоге сам может стать христом, живым воплощением божественного Духа. Эта идея воплощения Святого Духа в человеке не есть изуверская идея невежественных людей. Напротив, это - величайшая из идей, когда либо посещавших человеческий ум. И вот за эту идею "людей Божиих" пытали, умерщвляли, гноили заживо в монастырских тюрьмах и отправляли по этапу в Сибирь, навечно...

Однако преследования и жестокие казни не остановили распространения христоверия, а только облекли учение "людей Божиих" в глубокую тайну, недоступную для непосвящённых. Собрания христоверов происходили теперь скрытно, по ночам, в погребах под избами [4]; внешне это очень сильно напоминало раннехристианские катакомбные богослужения.

Впрочем, христоверы посещали и православные храмы, молились, исправно совершали все положенные обряды и вообще по своему внешнему поведению могли быть названы самыми благочестивыми чадами православной Церкви. Они ничего в ней не отвергали и считали её учение истинным учением, но при этом они образовали как бы свою более "узкую" и "тесную" "Церковь ап. Иоанна" внутри православной Церкви. Объясняли они это тем, что "и Иисус Христос в синагоги ходил. Молился в синагогах. А у них своя собрания была, у Иисуса Христа с Его учениками и последователями, кто за Ним следовал; Он ходил в синагогу, и притом собрания у них были тайныя. И с тех пор, не со вчерашнего дня, с тех пор и взято".

Продолжение см. Христоверы (10).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Характерное название, выражающее чувство разобщения с православным "морем", среди которого "люди Божии" были одиноки не столько в вере, сколько в способах верить, думать, уповать, молиться, поститься, в самом методе спасения.

[2] Сестра царицы Авдотьи Фёдоровны, княгиня Настасья Фёдоровна Троекурова была во главе московской женской оппозиции нововведениям Петра, не надевала немецкого платья, и т. п. В её доме часто бывали юродивые, в числе которых легко могли быть и "хлысты" (некоторые "христы", "богородицы" и пророки "людей Божиих" принимали на себя подвиг юродства).

[3] Символика корабля в традиции христовщины и скопчества непосредственно связана с темой плаванья в Святую Землю, с идеей пересечения границы между профанной и сакральной сферами.

[4] Подполье репрезентирует потустороннюю сферу: на архаическом уровне оно представляется местом контакта с миром ушедших предков.


Tags: христоверы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пятидесятница афоризмов.

    1. Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою…

  • Грядёт "эпоха великой грызни"?

    Похоже на то, что мир понемногу входит в "эпоху великой грызни". Грызни за природные ресурсы, сокращающиеся с каждым годом как…

  • О выборах.

    Пишут, что какие-то депутаты требуют отменить итоги выборов в России "из-за многочисленных нарушений". Ну, ей-богу, как дети малые и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments