Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Христоверы (11).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7), Христоверы (8), Христоверы (9) и Христоверы (10).

Перед началом радения кормщик (или "христос") обычно произносил следующие слова: "Порадейте, детушки, и помолитесь об успехе имеющего быть пророчества!" Радение начинал сам кормщик [1] (или "христос", если таковой имелся на "корабле"), который выходил на середину избы и, начав кружение, запевал:

"Уж вы, детушки мои,
Порадейте за меня,
Бога ради порадейте!
Не жалейте вы плотей -
Тех нечистых свиней!
Ради Бога порадейте,
Своим потом облейте
Матушку сыру землю!..
"

За ним следовали другие, и таким образом составлялся большой круг; радеющие сильно топали ногами в один шаг, махали руками, дышали сильно и отрывисто все разом [2], с топанием ног, а когда, наконец, чувствовали в себе особую лёгкость и особое опьянение (которое понималось как наитие Духа Святого), начинали бегать всё быстрее с пением стиха:

"Богу порадейте,
Плотей не жалейте,
Марфу (т. е. плоть) не щадите,
Богу послужите!"

Каждый вертелся неизменно по-солонь (т. е. по ходу солнца, по часовой стрелке, как в до-Никоновской старообрядческой Церкви) [3] на своём месте с такой быстротой, что скорость оборотов была подобна вихрю. При этом каждый из радеющих повторял в такт движению: "ой дух! ой дух! царь дух! царь дух! ой бог! ой бог! царь бог! царь бог!" и т. п.

Радение одиночноеВ какой-то момент участники радения начинали ощущать в себе особый внутренний жар, разливающийся по всему телу.

Многие христианские подвижники испытали на себе это молитвенное ощущение теплоты. Эль-Марионн, пророк севеннских экстатиков-кальвинистов, сообщил об этом состоянии: "Вскипело сердце, как вода от огня, и потоки тепла потекли во все составы тела, и всё оно наполнилось теплотой". И в другом месте: "Когда Дух Божий желает овладеть мною, я чувствую великую теплоту" (цит. по: Абрамович Н. Я. Религия земли и духа. - М., 1918, с. 48). У Доменики Лаззари во время стигматических кровотечений появлялся сверхъестественный жар. Температура её тела бывала до того высока, что ей нередко приходилось открывать настежь окно даже в самый жестокий мороз. Старуха-мать согревала свои озябшие руки у пылающей головы своей дочери... Св. Армелла так горячо и сильно любила Иисуса Христа, что порой казалась себе огромным горящим пламенем... Блаженная Анжела вспоминала: "... а в местах срамных был такой огонь, что обычно прилагала я огонь вещественный для уничтожения другого огня вожделения, пока духовный отец мой не запретил мне этого" (цит. по: Откровения бл. Анжелы. - М., 1918, с. 84).

По словам преп. Варсонофия, "углубленная молитва ко Господу возбуждает теплоту... Воспринимается огнь и в этом огне начинают перегорать все силы естества человеческого... Огонёк тот всё в вас пережжёт и переплавит, иначе сказать, - всё одухотворять начнёт, пока совсем одухотворит. Пока не придёт тот огонёк, одухотворения не будет, как ни напрягайтесь на духовное". По слову св. Паисия Величковского, "если всё тело разогревается, а ум остаётся чистым и бесстрастным и как бы погружённым в глубине сердца, это есть несомненно от благодати, а не от прелести" (цит. по: Монашеское делание. - М., 1991, с. 173-174).

Во время самого сильного "разогрева" радеющих вдруг где-то, среди них, раздавался голос: "Идёт! Дух Святой идёт!" Услышав эти слова, старец-кормщик кричал в ответ: "Иди, Дух Божий! Иди, Батюшка!" Все разом останавливались и искали среди себя пророка; а пророк в это время уже "блажит", то есть "глаголет новыми языками".

Радение одиночное 2

Вдохновение пророка переходило на других членов "корабля", и скоро все участники радения начинали ощущать в себе особую внутреннюю теплоту, разливающуюся по всему телу. Все понимали, что это значит: Дух Святой сошёл на весь "корабль". Это - наивысший момент радения. Для стороннего наблюдателя христоверы в этот момент показались бы безумными (ср. 1 Кор. 14:23). Одни смеялись, другие плакали, треть громко кричали, точно пьяные. Некоторые ворковали по-голубиному, другие выражали свои чувства на ещё более странных "языках". Сколько было радости! Сколько умилённых слёз!.. Любовный восторг, духовный вальс... Некоторые, не помня себя, брали женщин на руки, качали их, любовались ими: "красота Божия!"

Продолжение см. Христоверы (12).


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Кормщик - "христос" созвучен "великому кормчему".  Сначала советская официальная пропаганда называла так лидера СССР И. В. Сталина (одно из ранних упоминанийгазета «Правда» от 24 сентября 1934 г.), затем этот эпитет стал применяться к руководителю Китая и его компартии Мао Цзэдуну.

[2] Это очень сильно напоминает технику "холотропного дыхания" С. Грофа (он заменил этой техникой приём LSD после запрета наркотика).




[3] В XV веке возник спор между Иваном III и митрополитом Геронтием о направлении обрядового хождения. Византийский канон, которым руководствовался Геронтий, определял направление хождения против движения солнца. Князь же считал правильным хождение "посолонь", по ходу солнца, что было свойственно слаянской языческой традиции с её солярным культом (хоровод ведут по направлению движения солнца; в том же направлении водят лошадь при полевых работах: "Борони по солнцу, лошадь не вскружится"). Церковное хождение "встречь солнцу" установилось только после реформ Никона; старообрядцы же сохранили движение "посолонь".
Tags: христоверы
Subscribe

  • О кельтских прообразах Вия.

    Текст XII века, известный как «Книга захватов», рассказывает о волнах «нашествий», начиная с первых поселенцев в Ирландии,…

  • Путём Эпиметея.

    Согласно древнегреческой мифологии, после титаномахии Зевс доверил братьям Прометею и Эпиметею присматривать за человечеством. Прометей…

  • Древние мифы: бабочки без крыльев.

    "Мысль изречённая есть ложь". Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments