Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Христоверы (15).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7), Христоверы (8), Христоверы (9), Христоверы (10), Христоверы (11), Христоверы (12), Христоверы (13) и Христоверы (14).

Так печально закончилась история "союза" Татариновой, этой выродившейся поросли христовщины. Именно выродившейся, потому что история русского мистического сектантства в XIX веке позволяет говорить о постепенном распаде и диффузии обрядовой практики, характерной для традиционного христоверия. Процесс духовного разложения усиливался по мере того, как сами христоверы выходили из лесных пустынь и обосновывались в крупных городах, вступая в связь с "сильными мира сего". Идеал святой жизни требует отсутствия лжи и фальши, требует полного отрешения от многообразных забот и проблем мирской жизни, требует полного сосредоточения на внутренней жизни духа. Но сановник, купец, офицер, светская дама - ограничены ритуалом своего дня, своего "мирского" обихода и неизбежно должны пребывать в невыносимой для духа двойственности и фальши. Живя двойной жизнью и лишь секундами обманывая себя этими восторгами радений, они шли на сознательный самообман и не столько веровали, сколько играли верованиями. Потому-то "городское" движение христоверов носило лживый и фальшивый оттенок притворности, привкус религиозной эротики, господствовавшей над всеми порывами чисто духовного характера.

Во всяком роскошном быте есть яд гнили, разложения, смерти, который грозит всякой вольной душе, пришедшей сюда расточать свои духовные богатства. Недаром выделявшиеся из крестьянских низов христоверческие пророки не шли ни на какой компромисс с власть имущими, расплачиваясь за это тюрьмами, ссылками, монастырскими каменными мешками, мучениями и смертью. А те, кто поддались мирскому влиянию и пошли тратить свои духовные богатства в мир знати, денег и власти, - вскоре же оказались в плену создавшегося вокруг них плотного, охватывающего разложением и смертью, быта. И духовно сгнили и разложились сами.

Другой опасностью являлась так называемая "прелесть", или "лепота". Дело в том, что в состоянии молитвенного экстаза душа испытывает блаженство, а тело - сладострастие. И у некоторых людей, находящихся в трансе и не могущих контролировать себя, пламя сладострастия может принимать совсем уж некрасивые и неэстетические формы. Например, следствием было установлено, что при собраниях в доме "богородицы" Акулины Тимофеевой в заключительной фазе радений некоторые женщины начинали ходить на четвереньках, а сама Акулина прыгала на них верхом и производила "омерзительные бесчинства" (Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. - СПб., 1872. Т. 2, с. 84). Конечно, может быть это всего лишь очередной "поклёп" на христоверов, но, в принципе, что-то примерно такое могло случаться на радениях. Ибо при входжении в транс у человека довольно часто возникает чувство, что он вновь становится ребёнком: он мешает церемонии шалостями. Это - так называемая "стадия детства" в трансе.

Мистический эротизм в особенности присущ женщинам, вздыхающим о небесном Женихе и стремящимся попасть в Его чертог. Это - органическая опасность мистики. И эта опасность в среде "людей Божиих" возрастала многократно по той причине, что их "христы" были "женихами" земными, к преображённой плоти которых можно было прикоснуться, "приложиться", как к иконе. По словам В. Розанова, "тело для обострённого осязания и обоняния хлыста совершенно не таково, как для нас; а - как для матери "тельце" её первого ребёнка. "Христос" хлыстовского "корабля" есть как бы "новорожденный" всеми хлыстами; и, как мать, играя с ребёнком в колыбели, захватывает губами его ручку, локоток, берёт в рот пальчики ножек, каждый пальчик по очереди, - так и хлысты "готовы точно укусить" своего "христа", но сладко укусить, без боли ему и только в наслаждение себе. У них возникает, - только у них рождается, - совершенно новое чувство тела, сахарного, золотого, сладкого, почти съедобного. Ну а как "съесть нельзя" - то они хоть "до земли поклонятся" ему как "иконе" и "образу Божию". "Укусить" - нельзя; ну - хоть "поцеловать", "приложиться к иконе". О, это уж непременно разразится: с жаром и волнением, с экстазом, болью и сладостью, как мы и представить себе не можем".

И вот представьте себе обыкновенного здорового деревенского мужика Мишку или Гришку, ставшего "христом", к которому стремятся "приложиться" не только старицы, но и молоденькие девки, кланяются ему до земли, целуют ему ноги, да ещё мечтают захватить губами каждый его пальчик... Эрекция полового члена тут почти неизбежна. А где эрекция, там и до греха недалеко... Христоверы постоянно чувствовали опасность грехопадения (всё-таки, в своей основе, это были высоконравственные люди, поднявшиеся до духовных вершин), и потому первостепенное значение уделяли проповеди воздержания. В основе проповеди лежало воззрение, что дух есть начало доброе, а тело - злое. Не сам человек просит есть и пить или обнаруживает плотские вожделения, а бес, живущий в теле каждого человека. Отсюда становится понятным поведение Алексея Гавришова, остователя толка "хлыстов"-паниашковцев, когда он, например, клал себе в рот кусок хлеба и говорил: "На, вражина, трескай!" Наиболее же радикальные борцы с плотским началом решались буквально исполнить заповедь ап. Павла: "умертвите земные члены ваши" (Кол. 3:5), и становились таким образом скопцами.

Продолжение см. Скопцы (1).

Tags: христоверы
Subscribe

  • Государства и пирамиды.

    "Вся художественная культура стадии возникновения первых государств, установлений и законов независимо от местных вариантов проникнута…

  • Когда появилась рыночная экономика?

    Дэвид Гребер в своей монографии "Долг: первые 5000 лет истории" показывает, что деньги и рыночные отношения возникают лишь там, где…

  • Месопотамские царебожники.

    В продолжение записи Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы. Торкильд Якобсен в монографии "Сокровища тьмы" говорит, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments