Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Иудео-христианская община в Иерусалиме (1).

Маленькая секта внутри иудейства - так поверхностно можно определить положение христиан в Иерусалиме в первые годы после распятия и воскресения Иисуса Христа. Подобных сект было немало в еврействе того времени. Люди, не посвящённые в их жизнь (а таких было огромное большинство), смотрели на них как на секту эбионим, то есть "бедных", благочестивых людей. Многие иудеи считали христиан назореями, а их учение называли назорейской ересью (Деян. 24:5). Слова "христиане" ещё не было. Верующие называли себя "учениками" или "братьями". Жили все они в одном квартале и представляли собой как бы маленькую галилейскую колонию в Иерусалиме. Никто из них не владел личной или частной собственностью. Становясь учеником Христовым, всякий продавал своё имение и приносил его в дар общине. Затем апостолы распределяли общее имущество между всеми братьями и сёстрами, каждому по его нуждам. Это была та божественная и, вместе с тем, естественная социализация, потеряв которую, человечество вернулось к искусственному, принудительному и дрянному "социализму".

Первые ученики Иисуса сознавали себя призванными Учителем к объединению в собрание, т. е. Церковь. Что такое Церковь? Церковь есть восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога. Истинная Церковь ничем не отличается от семьи, в которой все любовно заботятся друг о друге. Поэтому ни одно слово не повторяется так часто в раннехристианской письменности, как слово "братья". Опыт апостоольской Церкви в Иерусалиме свидетельствует о том, что вне братства подлинное христианство неосуществимо, поскольку только в братстве, которое предполагает взаимную поддержку и заботу всех о всех, заботу одинаково материальную и духовную, - достижимо единодушие людей (по образцу единосущия трёх Лиц Пресвятой Троицы, которых их взаимная любовь соединяет в единое Божество), необходимое для осуществления Царства Небесного (= золотого века) на земле.

Обычным местом собраний учеников Иисуса в течение дня были портики Иерусалимского храма, и в особенности портик Соломона, господствующий над долиной Кедрона (Деян. 2:46; 5:12). Здесь им припоминались часы, проведённые с Учителем в этом самом месте. Апостолы "всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (Деян. 5:42). Но среди неугомонной сутолоки, царившей вокруг храма, они оставлись почти незамеченными. Местные иерусалимские иудеи мало интересовались сектой провинциалов - галилеян. Никто из них не присоединился к ученикам Иисуса.

Вечером братья возвращались в свой квартал и, разделившись на группы, садились за общую евхаристическую трапезу. Эта трапеза являлась мистическим продолжением еврейской Пасхи. Слово "пасха" означает "переход". Для иудеев Пасха была важнейшим праздником года, напоминающим о переходе через Красное море и освобождении Израиля от египетского рабства. Ежегодно вечером накануне торжественного дня каждая еврейская семья собиралась за праздничной трапезой и старейший в семье поднимал наполненную вином чашу, вознося Господу молитву в знак благодарения ("евхаристии"). Старейшина благодарил Бога за милости и обетования, дарованные Им праотцам Израиля и всему еврейскому народу, в том числе за чудесный переход по дну Красного моря и избавление от физического рабства. Глава семьи делал первый глоток из чаши, которая затем шла по кругу, дабы все присутствующие могли пригубить благодарственного вина.

Агапа. Фреска из катакомб св. Присциллы.

Иисус Христос праздновал с учениками еврейскую Пасху в Иерусалиме, накануне Своего ареста и казни. Однако смысл Тайной Вечери - не в напоминании о Ветхом завете. Христос придаёт пасхальной трапезе новое значение - значение Нового завета. Отныне Пасха символизирует уже не переход одного избранного народа от рабства к свободе, но переход (in potentia) всего рода человеческого от смерти к жизни. Под хлебом и вином, символами всякой пищи и всякого проявления жизни, Христос подразумевает весь непреображённый, греховный, отпавший от Бога мир и, преображая его в Церкви Своей, как в алхимическом горне, возвращает этот мир Богу. Вот почему Церковь для ранних христиан являлась Домом новой Евы, рождающей "новую тварь" (преображённую) в "новый мир" (Царство Небесное). Духовное рождение в Церкви означало преображение, и символом этого преображения, "начатком" его, являлось пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

В евхаристии нельзя было участвовать, не принося реально своего "дара" или своего таланта: хлеб, претворяемый в Тело Христово, отделялся от того "насущного" хлеба, от тех плодов, что приносили верующие в собрание - для общей трапезы и в помощь неимущим. Эти общинные трапезы сопровождались благочестивыми откровенными разговорами и были полны тихой радости; все ещё помнили то время, когда Иисус оживлял их Своим присутствием. В общем, было полное согласие; не было ни распрей из-за старшинства, ни споров и ссор по поводу верного понимания тех или иных слов Учителя. Тёплые воспоминания об Иисусе сглаживали всякое разномыслие. Ученики находили друг в друге отражение образа своего Учителя и любовались этим образом. Причащавшиеся к единой Чаше в восторженном умилении созерцали друг друга, и руки как бы сами простирались к объяниям святым...

Первые годы жизни иерусалимской церкви впоследствии вспоминались христианам как земной рай, к которому отныне всегда будет стремиться христианство в своих самых высоких порывах духа.
Tags: христианство
Subscribe

  • Месопотамские царебожники.

    В продолжение записи Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы. Торкильд Якобсен в монографии "Сокровища тьмы" говорит, что…

  • О Борисе Годунове.

    Профессор Д. А. Мачинский в одной из своих лекций рассказывает: "Наше состояние раз и навсегда зафиксировано Пушкиным. Помните? "О,…

  • Государство и демография.

    Интересно, где Дмитрий Донской набрал войско для похода на поле Куликово? Читаем: "По призыву Дмитрия Ивановича собрались рати Коломенская,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments