Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Андрогин и херувимы.

Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".

Сказав это, Зевс стал разрезать людей пополам, как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон повёртывал в сторону разреза лицо так, чтобы, глядя на своё увечье, человек становился скромнее, а всё остальное велено было залечить. И Аполлон, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие - оно и носит ныне название пупка.

И вот, когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине; они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. Тут Зевс, пожалев их, переставил вперёд их половые органы, которые до того были у них обращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как кузнечики. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдётся с мужчиной - достигалось хотя бы удовлетворение от соития и они могли передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.

Итак, каждый из нас - это половинка человека, рассечённого на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого, чего именно она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает на них. И если бы перед ними, когда они лежат вместе, предстал Гефест со своими орудиями и спросил их: "Чего же вы, люди, хотите один от другого?", а потом, видя, что им трудно ответить, спросил их снова: "Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днём, ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить одной общей жизнью, а когда умрёте, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрёте вы общей смертью.  Подумайте только, этого ли вы жаждете, и будете ли вы счастливы, если достигнете этого?" - случись так, мы уверены, что каждый не только не отказался бы от подобного предложения и не выразил никакого другого желания, но счёл бы, что услыхал именно то, о чём давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.

Согласно Платону, любовью называется жажда целостности, стремление к восстановлению первоначального райского блаженного состояния. Только любовь делает мужчину и женщину родными, и не просто родными, но родными в высшей степени, когда и отец, и мать, и братья, и сёстры, и друзья, и подруги - всё отступает на второй план и остаётся только одно это таинственное чувство душевно-телесного взаимопроникновения, и два человека - мужчина и женщина - становятся поистине единым существом. Мы называем это чувство любовью и воображаем, что она направлена на обладание любимым существом; но это не так. В своей корневой, глубинной основе любовь - это жажда бессмертия. Последний смысл страсти, толкающий мужчину в женские объятия, - жажда бытия в его трансцендентном смысле. В трепетном безумстве стремления к близости с любимой, слиянию с ней - проглядывает надежда воссоздать целостность человеческого существа и из двух ограничеснных существ создать одну абсолютную и бессмертную индивидуальность. "Бессмертным может быть только целый человек, то есть андрогин. Это и понятно. Ведь смерть есть дезинтеграция существа, распадение составляющих его факторов. И разделение полов между мужским и женским элементом человеческого существа есть уже само по себе состояние дезинтеграции и начало смерти. Пребывать в половой раздельности - значит пребывать на пути смерти, а кто не хочет или не может сойти с этого пути, должен по естественной необходимости пройти его до конца. Кто поддерживает корень смерти, тот неизбежно вкусит и плода её" (Вл. Соловьёв. Смысл любви).

Андрогин

Глядя на это изображение андрогина, задался я вопросом, а нет ли параллелей между андрогином и херувимами? Известно, что херувимы имели по два лица, как у Януса, смотрящие в противоположные стороны. То, что херувимы в Соломоновом храме были человеческого вида, а не животного, настойчиво утверждали исследователи Библии.

В храме Соломона были два херувима над ковчегом, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом. Их высота составляла примерно десять локтей (15 футов), и такой же была длина крыла. Оба херувима были одной высоты и одинакового обличья; внутренними крыльями они касались друг друга, а внешними - противоположных стен святая святых, где они находились: целиком размах двух пар крыльев был двадцать локтей (или 30 футов), они покрывали всю ширину святая святых (3 Цар. 6:23-28; 2 Паралип. 3:11-13; 5:7-8). Лица херувимов были повёрнуты друг к другу и немного вниз на ковчег, который был защищён их расправленными крыльями. Ковчег стоял под нижними крыльями херувимов (3 Цар. 8:6-7).

Согласно талмудической традиции, херувимы, хоть и были золочёными статуями, всё же были живыми и подвижными: пока Израиль покорен воле Божьей, лица херувимов повёрнуты друг к другу, но стоит Израилю согрешить, и они отворачиваяются друг от друга (Рафаэль Патай. Иудейская богиня. с. 79).

Примерно в III - IV вв. н. э. память о первичной функции и о назначении херувимов в святилище ещё была жива среди вавилонских талмудистов. Как пишет один из них, некий Рабх Кетина, живший в те времена: "Когда иудеи совершали паломничество, они [то есть священники] поднимали для паломников parokhet [завесу, отделяющую святилище от святого святых], показывали им обнимающихся херувимов и говорили: "Смотрите! Ваша любовь к Богу похожа на любовь мужчины и женщины!"

Вавилонским учителям было не ясно, относится это к Первому храму или ко Второму храму. Одни считали, что это относится к Первому храму, потому что во Втором храме не было херувимов; другие, как Рабх Аха, сын Иакова (современник Ханы бар Кетины), считали, что это относится ко Второму храму и херувимы в нём были нарисованы или вылеплены на стене.

Что касается времени, когда херувимов показывали людям, заполнявшим дворы Иерусалимского храма, то у нас есть лишь утверждение Рабха Кетины: показ херувимов с дальнейшими объяснениями происходил, "когда Израиль совершал паломничество" в Храм. Согласно иудейскому закону, каждый израильтянин (мужского пола) должен был совершать паломничество в Храм трижды в году: на Песах (Пасха) весной; на Шаву'от (Пятидесятница) через семь недель; на Праздник кущей (Суккот) осенью, через две недели после Нового года. Из этих трёх праздников самым значительным и самым весёлым был последний, во время которого больше, чем в какой-либо другой еврейский праздник, следует радоваться жизни. Из описаний в Мишне и талмудических источниках мы знаем не только подробный ритуал этого весёлого праздника, но также и то, что в нём принимали участие и мужчины и женщины, которые на седьмой день соединялись и предавались тому, что эвфемистически называется "легкомыслием". Мы можем лишь догадываться, что показ херувимов, представляющих мужчину и женщину в брачном объятии, возможно, предшествовал и, это уж точно, вдохновлял толпу на "легкомыслие", и это было ничем иным как приглашением на оргиастическое пиршество (Патай. С. 80-81).

Такое ритуальное разрешение существовало в согласии с древнееврейской практикой и религиозными обычаями других ближневосточных народов.Ритуальная сексуальная свобода как регулярное действо (во многих местах один раз в год) храмовой службы известна с давних времён на всё Ближнем Востоке. Что до еврейских предков, то из инцидента с золотым тельцом нам известно, что сексуальный разгул был традиционным ответом на показ статуй, символизирующих или представляющих божества. Когда Аарон сотворил золотого тельца (представляющего Яхве) и показал его людям, они "принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть", а после начались и сексуальные игры (Исх. 32: 6. Еврейский глагол l'tzaheq, переведённый как "играть", служит термином, который обозначает сексуальное соединение).

В Библии Яхве определяется как "Сидящий на херувимах" (1 Паралип. 13:7). "И воссел на херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра" (Пс. 17:11).

Не означает ли это, что "Сидящий на херувимах" Сам похож на херувимов? В книге Зогар, magnum opus испанской каббалы XIII века, эта идея выражена следующим образом: "Рабби Ицхак сказал: Бог... есть мужчина и женщина и, подобно Богу, херувимы тоже мужчина и женщина" (Zohar III.59a). О том же говорил Филон Александрийский двенадцатью сотнями лет раньше: херувим-мужчина и херувим-женщина представляют мужской и женский элемент в Боге.
Tags: богословие
Subscribe

  • Не хлебом единым.

    В продолжение записи Что было раньше: пиво или хлеб? Пиво появилось раньше хлеба. И вообще, земледелием люди занялись именно ради хмельного…

  • Пиво в традиции ККК.

    В предыдущей записи говорилось о том, что с традицией колоколовидных кубков (ККК) связан культ употребления пива. Но. Пиво, которое пили носители…

  • Игровые истоки ритуала.

    "По словам жителей Вирадьюри, проживающих на западе Нового Южного Уэльса (Австралия), старейшины всегда советуют своим детям считать свои тени…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments