Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Скопцы (3).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7), Христоверы (8), Христоверы (9), Христоверы (10), Христоверы (11), Христоверы (12), Христоверы (13), Христоверы (14), Христоверы (15), Скопцы (1) и Скопцы (2).

Первым скопцом на Руси, о котором до нас дощли известия, был пришлый греческий монах Адриан (1004 г.). Затем следует св. Моисей Угрин (Многострадальный). Взятый в плен поляками, он вернулся из Польши скопцом и оскопление своё объяснил тем, что одна знатная полька из мести за отвергнутую им любовь насильно оскопила его [1]. Далее, с 1086 по 1096 год на митрополичьей кафедре в Киеве восседали, следуя один за другим, два скопца, родом греки: Иоанн II и Ефрем. Скопцами были также епископ смоленский Мануил, епископ владимирский Феодор, луцкий - Феодосий, новгородский - Никита.

Умерщвление плоти различными аскетическими упражнениями широко практиковалось в русских монастырях, однако скопчество, как крайнее проявление религиозного воодушевления, долго не могло встретить сочувствия в русском народе. И только XVIII век оказался той эпохой, в которую скопчество смогло сделать очень значительные успехи. Религиозное чувство русского народа в XVIII веке, как мы знаем, было сильно возбуждено: Никоновское исправление священных книг, Петровская реформа церковного управления были причиной бурного распространения толков о приходе Антихриста, о гибели истинной веры и т. п. Всё это и явилось благоприятной почвой для развития христовщины и одного из её разветвлений - скопчества.

Впервые эта секта обнаружилась в 1772 году. В духовное управление города Орла поступил донос священника села Никитского о появлении в его приходе лиц, которые "незнамо для чего или по какой ереси сами себя оскопили". Скопителями были двое христоверов из крестьян; традиция утверждает, что одним из них был легендарный основатель скопчества Кондратий Селиванов. Орловское духовное управление незамедлительно начало следствие о вновь открывшейся секте; дело было как раз накануне пугачёвского восстания. Вскоре в Орёл прибыл полковник Волков с указом императрицы Екатерины II: "Высечь их кнутом в тех жилищах, где они проповеди свои проводили и где более людей уговаривали, а потом сослать их в Нерчинск, навечно". Всего следствием было выявлено 60 скопцов, из которыз 33 человека оказались налицо, остальные же разбежались. В числе скрывшихся от следствия оказался и основатель секты скопцов - Кондратий Селиванов.

Кондратий СеливановЛичность Кондратия Селиванова до сих пор ещё остаётся неразъяснённой, и слова Н. Надеждина, сказанные им в 1845 году, что "на этом лице преимущественно лежит глубокий мрак", остаются во всей силе. О своём происхождении Селиванов показывал в 1802 году Д.П. Трощинскому, что он "крестьянин князя Кантемира, Орловской губернии, села Столбова"; однако по дознанию 1844 года местное волостное правление и старожилы до 80-летнего возраста показали, что "ни о каком Селиванове в Столбове и слуху не было". Е. В. Барсов полагал, что Селиванов был подпоручик Нотебургского пехотного полка, исключённый из службы  в 1757 году и пропавший без вести; в пользу этого предположения приводится то соображение, что "все видевшие впоследствии Селиванова в Петербурге отзываются о нём, что он, судя по наружности [2] и приёмам обхождения с людьми, вовсе не казался человеком из простонародья". Г. Реутский думал, что настоящее имя Селиванова было Андрей Иванов, так как многие скопцы в своих показаниях называли его не Кондратием, а Андреем [3]; в 1737 - 1745 годах под именем юродивого Андреяна Петрова он играл видную роль в среде московских "хлыстов", а в 1772 году за скопчество был наказан кнутом и сослан в Сибирь; после возвращения из ссылки стал называть себя Кондратием Селивановым. Это построение Реутского заманчиво и привлекательно, но не выдерживает критики по хронологическим соображениям.

Что же касается скопческих писаний - "Страд", - то в них о происхождении Селиванова сообщаются следующие подробности: "отец-искупитель" (Кондратий Селиванов) чудесно родился от "пренепорочной девы" императрицы Елизаветы Петровны и был зачат, согласно Евангелию, не от похоти плотской, но от Духа Святого. Она, "царица небесная", "божественная клеща, угль огненный в себе державшая", родила его, "разблажившись Святым Духом". Помолясь, Елизавета Петровна затрубила в золотую трубу, "утроба её растворилась и на её руках вознеженное дитя явилось. И тогда вся вселенная перекрестилась, земля и небо обновились, ангелы и архангелы помолились".

Среди скопцов наиболее распространено было мнение, что императрица Елизавета разрешилась от бремени в Гольштинии (Германия), а рождённый ею "отец-искупитель" был государь Пётр III Фёдорович. Он воспитывался в Гольштинии и был оскоплён в отрочестве. Вскоре Елизавета Петровна и Пётр III вернулись в Россию. Будучи предызбрана к житию святому и подвижническому, Елизавета Петровна по возвращении в Петербург действительно царствовала только два года; иные говорят, что и вовсе не царствовала, но, оставив вместо себя на престоле одну из своих фрейлин, имевшую совершенное с нею сходство, как в чертах лица, так и в душевных свойствах, она приказала ей до смерти именовать себя Елизаветой Петровной, а сама удалилась в Орловскую губернию, где, поселясь в доме одного крестьянина-скопца под именем простой женщины Акулины Ивановны, провела остаток своей жизни в постничестве, молитве и благодарениях, а по кончине похоронена там же, в саду, где мощи её почивают и доныне...

"Искупитель" же Пётр III, по возвращении в Петербург, должен был по принуждению вельмож жениться на "похотливой и развратной француженке, которую в России стали звать Екатериной II Алексеевной". Узнав, что "искупитель" не способен удовлетворить её похоть, Екатерина II возненавидела его. Бывало, лягут они спать, а он всё спиной к Екатерине. И решила Екатерина подговорить вельмож убить его. Но нашёлся один верный солдат, тоже скопец, который, надев на себя платье императора, был убит вместо "отца-искупителя" и затем похоронен в Александро-Невской лавре; он добровольно пожертвовал собой ради "царя-искупителя", дав ему тем самым возможность укрыться и спастись для спасения всего рода человеческого. Царством же завладела Екатерина Алексеевна. Она предалась "лепости" со своими вельможами и даже с самим дьяволом, от которого родила сына. Последний учился в Петербурге, в Российской академии, а потом был тайно отправлен во Францию, где по своим способностям вышел в императоры. Этот сын союза Екатерины с дьяволом стал Наполеоном I Бонапартом... А наш "искупитель" Пётр III, чудом избавившись от смерти, долго скрывался вместе с князем Дашковым, под видом простых мужиков, у чухонцев; затем отправился под именем Кондратия Селиванова в Орловскую губернию, где пребывала его матушка Елизавета свет-Петровна, под именем Акулины Ивановны.


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В "Сказании о Борисе и Глебе" (XI век), при описании убийства князя Бориса приспешниками его единокровного брата Святополка Окаянного, упоминается его любимый "отрок", "родом угрин (т. е. венгр), именем Георгий". Борис "возложил" на Георгия изготовленное для него золотое ожерелье , потому что любил его "паче меры". Когда убийцы пронзили Бориса мечами, Георгий "повергся" на его тело, говоря: "Да не остану тебе, господине мои драгыи! Да идеже красота тела твоего увядает, ту и аз сподобен буду живот свой скончати". После такого заявления Георгия закололи и выбросили из шатра. Позже убийцы не смогли справиться с застёжкой золотого ожерелья, подаренного Георгию, и, чтобы им овладеть, отсекли его голову и забросили её так далеко, что нельзя было воссоединить её с телом для христианского погребения.

Из всей свиты князя Бориса уцелел от резни только брат Георгия, Моисей. О его дальнейшей судьбе рассказано в "Житии преподобного Моисея Угрина", содержащегося в Киевском Патерике. Моисей был взят в плен слугами Святополка и продан в рабство одной знатной польке. Эта женщина, как сообщается в Житии, воспылала страстью к Моисею, "потому что он был крепок телом и прекрасен лицом". "Если покоришься мне, - сказала она ему, - будешь владеть мною самою и всею землёю моею". Понял блаженный желание её нечистое и сказал ей: "не хочу ни власти твоей, ни богатства; для меня лучше всего чистота душевная, а также и телесная". Он желал лучше, Бога ради, есть сухой хлеб и пить воду с чистотою, нежели многоценное кушанье со скверною. Целый год умоляла полька Моисея жениться на ней, но блаженный посмеялся безумию этой женщины и сказал: "Женатый заботится о мирском, как угодить жене, а неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу" (1 Кор. 7:32,33). А что Христос говорит в Евангелии? "Кто оставит отца своего и мать, и жену, и детей, и дом, - тот есть Мой ученик" (Лк. 19:26). Кого же мне больше слушаться, - Христа или тебя?" Тогда полька, потеряв всякую надежду, пришла в отчаяние и подвергла Моисея тяжким истязаниям: велела растянуть его и бить палками, так что и земля напиталась кровью. Бьющие же говорили ему: "Покорись госпоже своей и исполни волю её! Если ты не послушаешься, мы на куски раздробим твоё тело". И отвечал Моисей: "Не покорюсь я ей, не исполню волю окаянной!" Услышав это, полька приказала, чтобы Моисею ампутировала его половой член, добавив при этом: "Не пощажу его красоты, чтобы не насытились ею другие".

Семён Карлинский полагает, что братья Георгий и Моисей были гомосексуалистами. В. Розанов тоже вначале полагал, что Моисей - "содомит" или, выражаясь научно, урнинг ("муже-дева"); но затем он изменил своё мнение. Ведь настоящий мужчина, будучи активен по природе, не терпит ни малейшей агрессивности в женщине и ищет в ней лишь пассивности, страдательности. Для настоящего мужчины положение раба-удовлетворителя похоти хозяйки не приемлемо. Для мужчины же не "чистого", с приместью бабоватости, требуется, чтобы не он насиловал, а его насиловали, насиловала женщина.

[2] Внешний вид Селиванова был довольно невзрачен: "маленький, худенький, с заострённым носом, рыжими (или желторусыми) волосами на голове, без усов и бороды (по другим данным - с крайне редкой бородой, буквально с несколькими волосиками на верхней губе и подбородке), с бабьим несимпатичным лицом" (Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков, 1910, с. 172).

[3] Другие скопцы называли его Фомой или Иваном, как свидетельствует об этом архимандрит Досифей; а во время пребывания в петербургской городской больнице основатель секты скопцов назывался Семёном.
Tags: христоверы
Subscribe

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

  • Неандертальцы. Кто они?

    Да, и это к вопросу о матриархате. А то тут многие выражают сомнение в том, что женщины взяли в свои руки бразды правления в архаическом…

  • Острова ведьм.

    "Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу. - Ольга, отдайся, озолочу! - Отойди, отец Онуфрий, оторву…

  • Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы.

    В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж – практически…