Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Categories:

Скопцы (4).

Продолжение. Начало см. в СТАРЫЕ РУССКИЕ СЕКТЫ, Христоверы (1), Христоверы (2), Христоверы (3), Христоверы (4)Христоверы (5), Христоверы (6), Христоверы (7), Христоверы (8), Христоверы (9), Христоверы (10), Христоверы (11), Христоверы (12), Христоверы (13), Христоверы (14), Христоверы (15), Скопцы (1) и Скопцы (2) и Скопцы (3).

О начале деятельности Селиванова более или менее достоверно известно следующее. Принадлежа к самому большому христоверческому "кораблю" Орловской губернии, где кормщицей пребывала некая Акулина Ивановна, Селиванов стал замечать, что его единоверцы не исполняют заповеди Данилы Филиппова о необходимости девства и уклоняются от дарованной им свободы, свободы духа от телесных уз. Ведь ради этой свободы они постятся, радеют, "вертятся" до полусмерти и, когда дуща воспаряет на крыльях, - они пророчествуют. Это - экстаз; но экстаз не может длиться вечно: после максимального напряжения всех сил неизбежно приходит расслабление, и душа снова оказывается в узах тела. И вот у Селиванова возникла мысль о самом радикальном средстве освобождения от вечно язвящего, кусающего, живого греха, который все мы носим в своём теле. "Уж змею бить, - говорил он, - так и бей поскорей её до смерти, покуда она не поднялась и не отравила и сердце, и разум" [1]. Иными словами, чтобы устранить самую возможность торжества плоти над духом, нужно "убелиться", то есть прибегнуть к оскоплению, отсечь и выбросить соблазняющий орган, "ибо лучше для человека, чтоб погиб один из членов его, а не всё тело было ввержено в геенну" (Мф. 5:30).



После такого заключения, "восприняв на себя огненную корону" и испив "налитой Отцом Небесным чаши высокомудрого учения и сладчайшего жития", то есть оскопившись вместе с приятелем своим, Мартынушкой Родионовым, Селиванов начал проповедовать всеобщее убеление, "огненное крещение". "Многие от пагубного вожделения учители - учительства, и пророки - пророчества, и подвижники - своих подвигов лишились, не дошли до Царства Небесного. Многие тысячи праведных душ через то погибли, и много великих угодников и столпников женская лепость свела в муку вечную. Все они лишились вечного блаженства, которое истинный наш Бог Искупитель обещал любящим Его и соблюдающим чистоту и девство. Ибо единые девственники предстоят у Престола Господня (Откр. 14:1-5) и чистые сердцем (т. е. свободные от плотских вожделений) зрят на Бога Отца лицом к лицу (Мф. 5:8). Преклоните головы и обратите сердечные ваши очи внутрь себя, и разумейте: какая польза именоваться христианином, а жить крайне не по-христиански, отвергнуться от мира и потом паки миру подражать, и в таковых же слабостях и неразумении пребывать?  О, страшно о таковых изрещи, и утробушка моя болит о всех грешных, что через нерадение и слабость лишаются вечного блага и вечного Царствия... А посему призирайте сирот и питайте их видимым хлебом (ср. Иак. 1:27); а паче призрите Самого Господа внутренним болением, слезами и воздержанием. Ибо любовь многие пороки покрывает и на оной основана Церковь Христова, а без любви пост и молитва и прочие подвиги ничто-же есть".

Вот с такого рода проповедями в 60-х годах XVIII века стали часто замечать двоих новоявленных "пророков" в разных христоверческих "кораблях" Центральной России. Селиванов так рассказывает об этих скитаниях по "соборам" людей Божиих: "Я имел нужду по всем городам ходить, потому что не мог нигде головушки своей приклонить, ходил в нищенском образе и часто переменял платье на себе. Мартынушка [2] меня крепко любил и во всём берёг, а я был молчалив и несмел, и куда мы с ним ни пойдём, и где дадут нам какой блин, то он меня всё кормил, да подкладывал и говорил: "ну, брат, ешь, да пожалуйста, ешь!" А я молча кушал. И мы с ним странствовали много и ходили по Божьим людям" [3].

Во время этих скитаний Селиванов подвергался всякого рода опасностям со стороны христоверческих "пророков" и кормщиков. Конфликт между ним и кормщиками начался тотчас после первых оскоплений: "возненавидели чистоту мою", так понимал это Селиванов. Приходилось ему укрываться и в свином хлеву, и в скотной избе, и в падёжной яме, и в стогу соломы. Рассказывают, что какая-то "хлыстовка" покушалась убить "царя-искупителя" камнем из-за угла [4], а брат её стрелял в него из ружья, но попал в Мартынушку [5].

Как бы в отместку за это убийство Селиванов склонил на свою сторону очень влиятельную пророчицу Анну Родионовну из "корабля" Акулины Ивановны. Её умение предсказывать погоду, лов рыбы или урожай было широко известно за пределами Орловской губернии. Селиванов открыл Анне Родионовне, что он - "искупитель" [6]. Она пригласила его к себе в дом, посадила и, как он сам рассказывает, "схватила крест и хотела меня, тварь, своего творца, привести на путь истинный, и говорила: приложись ко кресту!" - "Дай-ка я тебя саму сызнова приведу!" - ответил "искупитель". - "И тут накатил на неё мой дух, и она сделалась как бы без чувств и упала на пол... Я дунул на неё, и она, как бы от сна пробудившись, сказала: о, куда как твой бог велик и силен!.." [7]. Уверовав сама в Селиванова, Анна Родионовна собрала через несколько дней 80 человек христоверов и объявила им, указывая на Селиванова: "Зрите, возлюбленные, вот где Бог живёт", а ему самому изрекла следующее пророчество: "А тебя теперь же хотят все предать; но хоть ты и будешь сослан далёко, хоть и наложат тебе оковы на руки и ноги, но, по претерпении всех нужд, возвратишься в Россию и потребуешь всех пророков к себе налицо, и станешь судить их своим судом. Тогда тебе все цари, все короли и все архиереи поклонятся, и отдадут тебе великую честь, и пойдут за тобой полки за полками".

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] По глубокому убеждению Селиванова, Адам вместо яблока проглотил самого змея, и тот, пройдя сквозь тело мужчины, вышел наружу в виде фаллоса. Это значит: в тело человека, созданное Богом, пол вкраплен дьявлом. Скопцы охотно согласились бы с Отто Вейнингером: "Мы ощущаем фалл как нечто в высшей степени гнусное. Потому-то он и представляется всегда в каком-то отношении к сатане: средоточие Дантова ада (центр Земли) занимают половые части Люцифера".

Cigoli (Lodovico Cardi) Italian, 1559-1613 (designer); Cornelis Galle I, Flemish, 1576-1650 (engraver): Lucifer, from the Divine Comedy, c. 1596 — c. 1605/8, engraving, 27.8 x 20.4 cm. (11 x 8 in.). The William A. Whitaker Foundation Art Fund, 2006.21.2

Люцифер Сандро Боттичелли

[2] Все скопцы называли друг друга детскими ласкательными именами - Иванушка, Романушка и т. п.

[2] В. Розанов считает, что здесь явно просматривается женственность натуры Селиванова: он, как робкая и застенчивая девушка, принимает ухаживания Мартына Родионова, который, по всей вероятности, был крепким, здоровым и, возможно, красивым парнем. "Селиванов был не мужиком, а девушкой. Вот чего он не знал о себе; и сорвал с себя мужские половые органы, не только ему совершенно не нужные, но и противоречащие всему его самоощущению, гадкие, противные" (Розанов В. В. Апокалипсическая секта. - СПб., 1914, с. 135).

[4] Вообще, главные враги Селиванова - женщины; но это всего лишь ответная реакция на враждебность самого "царя-искупителя" по отношению к женскому полу. Селиванов говорит прямо, что он сражается против "женской лепости" (в том смысле, что соблазн мужчине исходит от женщины).

[5] Прямо повторение сюжета Адриана и Антиноя.

[6] Интересно отметить созвучие между словами "искупитель" и "скопитель".

[7] Что это было - мы не знаем. Может быть, что-то близкое к гипнозу. Однако известно, что удержание половой энергии только усиливает её, делает не только более эффективной, но и могущественной. В индуистской терминологии это называется ojas ("оджас"). Результатом накопления ojas становится образование "магнетической ауры", вызывающей "священный ужас" - её обладатель способен влиять на окружающих словом и даже взглядом. Кстати, не только Селиванов, но и многие другие христоверческие "пророки" и "кормщики" обладали какой-то тайной воздействия на женскую психику.

Tags: христоверы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments