Хрестьянин (ltraditionalist) wrote,
Хрестьянин
ltraditionalist

Category:

Магия преображения и обожения.

Ириней Лионский (II в.) и святитель Афанасий Великий (IV в.) выразили основную идею православной сотериологии: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Немного позже Григорий Богослов первым из святых отцов назвал это обожением – целью спасения человека. Преображение Господне на Фаворе открыло человечеству подлинный замысел Бога о всем творении. Благодать Божия, которую Григорий Палама называет божественными энергиями (действиями), должна пронизывать  и освящать всю человеческую природу так, как это было явлено на горе Преображения Спасителем. Господь, соединив со Своей Божественной природой человеческое естество неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно, как гласит вероопределение IV Вселенского Собора, дает возможность и нам в буквальном смысле слова «пропитать» наш ум, душу и плоть божеством. Только в таком контексте и становятся понятны таинственные слова ап. Петра о том, что познание Христа делает нас «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Спаситель наш Христос показал нам в Своем Преображении, каким создан был человек – его подлинный образ, показал этим и конечную цель его существования.

Преображение человека в результате приобщения к Богу в святоотеческой литературе называется по-разному - "богоусыновлением", "богоуподоблением", "изменением в бога", "превращением в бога", "обожением". Идея "обожения" (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики. Обожение - высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: "Для того создал нас Бог, чтобы мы стали причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4).

О том, что такое обожение, лучше всего могут сказать те, кто его достиг. Обратимся к писаниям преподобного Симеона Нового Богослова, который подчеркивает, что единение с Богом - это освобождение от тленности и выход в иные миры, за пределы видимого. Божество сравнивается с огнём, а человеческое естество с сеном; огонь охватывает собой сено, но не попаляет его:

Когда же я вне всех видимых вещей оказался,
Я очень испугался, видя, откуда исторгнут.
Узрев вдалеке будущее и поймать желая,
Я возгорелся огнем любви, и мало-помалу
Этот огонь неизъяснимо превратился в пламя
Сначала лишь в уме моем, потом же и в сердце,
И пламя любви к Богу источало во мне слезы.
Доставляя вместе с ними несказанную радость...

Соединение с Богом бывает настолько тесным и приобщение настолько полным, что весь человек всецело изменяется, преображается, становится богом по благодати. Преподобный Симеон называет обожение "чудной тайной" и "страшным таинством", о котором знают немногие.

Обожение человека через озарение Божественным светом и соединение со Христом является, по Симеону, настолько полным и совершенным, что оно охватывает все человеческое естество, включая тело и все его члены:




Мы делаемся членами Христовыми, а Христос — нашими членами:
И рука у меня, несчастнейшего, и нога — Христос.
А рука Христова и нога Христова — это я, несчастный.
Я двигаю рукой, и рука моя есть весь Христос, —
Ибо Божественное Божество ты должен считать неделимым, —
Я двигаю ногой, и вот, она блистает, как Он.
Не говори, что я богохульствую, но прими это
И поклонись Христу, делающему тебя таким!
Ибо если и ты пожелаешь, сделаешься членом Его.
И таким образом все члены каждого из нас в отдельности
Сделаются членами Христа, а Христос — нашими членами;
Украшая их красотой Божества и славой,
А мы тогда сделаемся богами, сопребывающими с Богом...




Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Исихазм максималистичен в своих конечных целях. Вспомним слова Василия Великого: "Я человек, но имею задание стать Богом". Исихазм приступил к выполнению этого дерзновенного задания.

Когда ученик попросил Серафима Саровского раскрыть природу Преображения, то старец предложил посмотреть на него — и вопрошавший обомлел: ослепительное сияние облекало святого. Это был тот же самый свет, что однажды забил на Фаворе: пламя Христова Преображения перекинулось на Серафима. Что этому пламени разрывы в про­странстве и времени? Для духа едины все пространства — все времена — все поколения. Фавор в приволжских лесах — Фавор среди валаамских скал — Фавор над тихой Жиздрой: это нормально — так и должно быть.

Старцы достигали абсолютного обожения. Понятно, что оно осуществлялось в мире времени — раздвигая его рамки, все же было стеснено ими. Поэтому православные богословы упредительно говорят о зачаточном обожении.

Tags: христианство, христоверы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О ёлочных игрушках.

    В начале XX века крестьянин из Кимбо (Kymbo, Västergötland, Швеция) нашёл в земле антропоморфную фигурку высотой всего 3.4 см. Он хранил её…

  • Crop Circle Near Avebury Circle.

    Интересный круг на полях от 02.07.2021 в графстве Wiltshire, Англия, возле Avebury Stone Circle. Источник картинки. Уже много лет графство…

  • О фанатизме.

    Довольно часто приходится слышать: "Не люблю фанатиков всех видов." А я как раз люблю фанатиков всех видов. Ибо что такое фанатизм как не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments